Богослужение в день Крещения Господня на нашем приходе

19 января 2014 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия свят. Василия Великого.

Праздничное Евангелие повествовало о событии Крещения Христа Спасителя в Иордане: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1: 9-11). После чтения Евангелия настоятель нашего прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Святой Иоанн Предтеча был послан готовить людей к евангельской проповеди Христа Спасителя. Он, слушая голос Божий, не только был Предтечей Господа, готовил народ к Его проповеди, но ему Господь также открыл и истину о Самом Себе. Когда Иисус Христос пришел к нему на берег Иордана, Иоанн Предтеча увидел в Нем Самого Бога и стал трепетать, хотя ему Дух Божий открывал все о спасении человеческом. Дух Божий ему указал не только на Самого Христа, но также указал, каким образом Господь приходит на эту землю и как Он совершает это спасение, — величайшим своим смирением.

Иоанн Предтеча знал это, но он никак не мог преодолеть в себе человеческого страха коснуться главы Самого Господа. Он трепетал, он понимал, что он, творение, не может этого совершить. Но Господь ему говорит: тако бо подобает нам исполнити всякую правду.

Именно в этом — и Сам Господь, и Его спасение, и преодоление греха. В смирении. Смиренный Господь приходит на Иордан креститься, а смиренный Иоанн Предтеча, в трепете слушая, что ему Господь говорит, совершает это крещение, касается главы Вседержителя, показывая этим, кто же есть Господь, что же есть любовь, что же есть жизнь человека в Боге, какова она, чем она отличается от обычной жизни нашей на земле.

Она как раз отличается этим трепетным смирением, пример которого нам подал Сам Господь, когда Он приходит к человеку для того, чтобы ему помочь, его спасти. И человек в этом трепете принимает Самого Господа. И в этом – единство Творца и творения, в этом – преодоление греха. Грех возносит человека над всем, и он отвергает Бога. Грех возмущает сердце человека, затемняет его ум, и человек становится неприступным из-за своей гордости, себялюбия, своеволия. Но человек в Боге совершенно другой. Он не только доступен, но он трепещет и смиренно благодарит Бога за Его любовь, за Его смирение.

Смирение человека – это воистину единство с Богом, это воистину то состояние, в котором человек пребывает в славе Божией и в Его любви, в котором он насыщается благодатью неизреченной, которую Господь дарует ему.

Но для того, чтобы этот смиренный трепет был в нашей душе, мы должны преодолеть в себе грех, который не дает нам смиренно и кротко совершать волю Божию. Ибо как может человек прийти в этот смиренный трепет, не преодолев в себе гордость? — Только через покаяние, через преодоление себя, через отвержение себя, принятие креста и следование за Христом.

Господь, приходя на Иордан, зовет нас всех к этому трепетному смирению, потому что Он хочет войти в наши души, Он хочет, чтобы наше сердце коснулось Его, чтобы оно стало таким, каким оно было у Иоанна Предтечи.

Ведь Иоанн Предтеча знал себя, знал, что он недостойный грешный человек. Как он может коснуться Творца? И Господь нас зовет, дорогие братья и сестры, осознать это величественное трепетное смирение, которое введет Господа в наше сердце, которое приведет нас на реку Иордан, которое откроет нас Господу и поможет нашему сердцу смиренно и кротко соединиться со своим Творцом.

Для этого Господь приходит на эту землю, для этого Он родился в Вифлееме, — чтобы прийти к нашему сердцу. Для этого Он сходит в воды Иордана, — чтобы приблизиться к нам. Чтобы мы так же, как Иоанн Предтеча, с трепетом стояли перед этим таинством совершения крещения, совершения этой правды, о которой Господь говорит Иоанну Предтече: тако бо подобает исполнить всякую правду. Это значит, что надо было это совершить Иоанну Предтече, Крестить Господа, чтобы дать таинство крещения человеку, чтобы Господь смог входить в каждое кающееся и преодолевающее грех сердце.

Господь нас ждет, дорогие братья и сестры, на Иордане, чтобы мы стали вместе с Иоанном Предтечей и созерцали это таинство  смирения Божия, смирения Иоанна Предтечи, и нашего смирения, которым дается это таинство, таинство перерождения нашей души.

Пусть этот праздник Богоявления, Крещения Господня, введет нас в эту тайну возрождения душ человеческих. Тайна, в которой человек, воистину становясь трепетно смиренным, насыщается славой Божией, насыщается Его благодатью, Его любовью, Его смирением. Ведь человек сам по себе, без Христа Господа, без Пресвятой Троицы, Которая явилась на реке Иордан, не может обрести смирения.

Только Господь через Свое смирение дарует смирение нашему сердцу, чтобы мы кротко пришли на реку Иордан и вместе с Иоанном Предтечей созерцали таинство крещения Христа Господа, Его схождения в воды Иордана, схождения Духа Святого в виде голубя на Христа, и голос, благословляющий Его – голос Отца Небесного. Этот голос благословляет всякого человека, приходящего на Иордан, чтобы погрузиться в эту тайну нашего спасения, нашего смирения, нашей кротости, к которой Господь нас зовет, потому что только оно, наше смирение, преодолевает грех, приводит нас к покаянию, очищению нашей души, послушанию Богу, желанию жить по Заповедям Божиим.

В этом — Крещение. В том, чтобы в наше сердце вошло смирение, принимающее Крещение Господне,  обновлящее наше сердце, научающее его смирению и кротости. В том, чтобы привести наше сердце к единству с нашим Творцом, Спасителем и Освятителем, Господом. Троица является на Иордане для того, чтобы мы пришли туда нашим сердцем и научились созерцать это таинство Господня Крещения и нашего крещения, чтобы насытилось наше сердце этим неизреченным смирением в трепете и кротости.

К этому зовет нас смиренный Господь, смиренный Иоанн Предтеча. И наше сердце, в покаянии смиряющееся, приходит на реку Иордан, чтобы вместе со Христом Господом погрузиться в эту святую воду и преодолеть грех, преодолеть то, что отделяет нас от Творца, то, что уводит нас от этой величайшей радости и удовлетворения сердца.

Пусть Господь всем нам поможет проникнуть в глубину этого величайшего таинства Господня Крещения, поможет быть с Ним на Иордане, насыщающем наши души смирением, чтобы наша душа восхотела этого смирения, восхотела терпения, предстояния перед Богом, которое единственное насыщает нашу душу сполна и радует ее. Аминь.

По окончании богослужения был совершен чин великого освящения воды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *