Богослужение в крещенский сочельник

В крещенский сочельник на Свято-Амвросиевском приходе были совершены Божественная Литургия, 9-й час и великое освящение воды.

IMG_4618Евангелие дня повествовало о проповеди св. Иоанна Крестителя израильскому народу: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 1-11).

После чтения Евангелия архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сотворите достойный плод покаяния, — взывает сегодня Иоанн Предтеча к приходящим к нему людям. В преддверии Крещения Господня мы вспоминаем  крещение людей Иоанном Крестителем. Люди приходили на Иордан к святому Иоанну Предтече, чтобы очистить свои души, чтобы исповедать свои грехи и сотворить достойный плод покаяния. Ибо в этом состоит крещение, в этом состоит наш приход ко Господу и благословение Божие нашей души.

Грех, который стоит препятствием между человеческим обращением к Богу и Самим Господом, должен быть искоренен из сердец человеческих. Потому что обращение человека к вере без искоренения греха будет ложным, будет внешним, будет неправедным.

Сердце человеческое нуждается в очищении от греха. И Господь приходит на эту землю для того, чтобы помочь человеку преодолеть грех. Это Его цель, цель Господа нашего, Его пришествия на эту землю, Его рождения в Вифлееме. Он рожден в Вифлееме для того, чтобы наша душа отвергла грех, преодолела его, чтобы наше сердце возненавидело грех, боролось с ним.

Господь пришел помочь нашей душе, в которую грех входит разными путями. Грех пробирается в нашу душу, как только может, для того, чтобы овладеть ею, чтобы отвернуть от Бога нашу душу, созданную Им. Грех противостоит нашему единству с Богом. И поэтому христианин, верующий во Христа – это человек, который ведет постоянную борьбу со своим грехом. Ибо Господь пришел к нам для того, чтобы наше сердце боролось с грехом, чтобы не поддавалось ему, чтобы его изгоняло.

Господь приходит на Иордан для того, чтобы принять крещение от Иоанна и установить таинство крещения, которое перерождает души человеческие, которое помогает человеку овладевать собой и противостоять греху. И мы прекрасно понимаем, как без Бога человек немощен против греха, и каким он становится крепким в борьбе с грехом, когда Господь с ним.

Господь послал своего Предтечу Иоанна, чтобы он научил людей этой борьбе. И вот, он крестит, Иоанн Предтеча, людей в Иордане, и помогает им каяться, взывает к их сердцам, к их совести, чтобы они принесли плод покаяния, сотворили его, этот плод покаяния.

Грех овладевает нашим сердцем, нашей душой, и если мы боремся с грехом, мы начинаем понимать, что противостоять греху можно только противоположной жизнью, жизнью, в которой совершается воля Божия. Грех — это нарушение воли Божией, нарушение Закона Божьего, это беззаконие. Сотворить достойный плод покаяния — это значит не просто перебороть в себе грех, но сотворить в своем сердце противоположное – начать жизнь с Богом.

В этом состоит крещение, в этом состоит покаяние наше, в этом состоит вся наша духовная жизнь – в том, чтобы сотворить достойный плод покаяния. Потому что если мы сознаем свою вину, свой грех, свое падение, свои недостатки, и на этом останавливаемся, мы не творим достойный плод покаяния, потому что достойный плод покаяния — это изменение нашей жизни, достойный плод покаяния — это сотворение противоположного добра в нашей душе.

Мы знаем, какие слабости есть в нашей душе, в нашем сердце, и знаем, что каждый грех имеет противоположные ему добродетели. Грех воюет против наших добродетелей, против нашей верности Богу, против нашей воли, которая подчиняется воле Божией. Грех зовет нас к своеволию, к себялюбию, к своенравию, чтобы не творилась воля Божия, не исполнялся Закон Божий, а чтобы наша воля исполнялась. Грех в нашей душе все время настраивает нас на свои желания, на то, что нам нравится, чего нам хочется. Он нас зовет к страстям, к тому, чтобы их удовлетворять. Грех извращает наш ум, помрачает его и ввергает в печаль и отчаяние.

А достойный плод покаяния — это противоположное состояние нашей души. Это отвержение своей воли, отвержение своих желаний, которые Богу противятся, борьба со своими страстями и похотями. Когда мы стараемся совершить то, что Богу угодно – это достойный плод покаяния.

Духовная жизнь, не наполненная этой невидимой бранью в нашем сердце, не приносит никакого плода покаяния. Мы можем много каяться, проливать слезы, вкладывать многие усилия в молитвы, посты, бдения, но если мы не будем творить достойный плод покаяния, все будет напрасно.

Мы должны отвергнуть то, что хочется, если это Богу неугодно. Это есть наше покаяние, наша духовная жизнь, наша борьба, к которой Господь сегодня нас зовет через Иоанна Предтечу. Иоанн Предтеча нам напомнает, что достойный плод покаяния — это преодоление себя. «Отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной», — говорит Господь. Это и есть достойный плод покаяния: чтобы в душе совершалось не то, что тебе хочется, а то, что Богу угодно.

Это непросто, это требует большой борьбы. И Господь нас зовет к этой борьбе, не поверхностной, не внешней. Если мы исполняем Заповеди Божии внешне, это ничего не значит для нашей души, если она не творит достойный плод покаяния, если ею владеет грех. Он ее зовет к своеволию, к своемыслию, к своему желанию.

Об этом нам сегодня говорит Иоанн Предтеча: заглянуть в свои сердца, в свои души и посмотреть, что там царствует. Наши желания, или воля Божия, которая каждому из нас говорит: сотвори достойный плод покаяния.

Это требует совершить усилие в нашем сердце. Наше сердце полно всяких желаний, неугодных Богу, и оно ждет нашей борьбы, нашей воли, направленной к исполнению воли Божией. Оно, наше сердце, ждет, слушая слова Иоанна Предтечи: сотвори достойный плод покаяния. Как хочет наше сердце преодолеть в себе печаль, состояние, в которое ввергает его грех, как грех нас обманывает, как зовет к тому, что пусто, ничтожно и противно Богу!

Пусть Господь нам поможет по молитвам святого Иоанна Предтечи, крестящего народ Господень, чтобы он крестил на Иордане и наши души, чтобы наши души укрепились и сотворили достойный плод покаяния, которого Господь ждет от наших сердец, ибо Он хочет наполнить наши сердца покаянием и дать им силу жизни в Нем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *