Богослужение в день св. Антония Великого

30 января, в день памяти преподобного Антония Великого, знаменитого раннехристианского подвижника-пустынножителя и отца монашества, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения все приложились к одной из святынь нашего прихода — частице мощей преподобного Антония Великого.

В Евангелии дня прозвучали заповеди блаженства: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лк. 6: 17-23).

По окончании евангельского чтения архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Небесное. Эти слова Священного Писания напоминают нам о том, что является самым главным в жизни человека. Нищета духа — это есть дух, крепкий в человеке, ищущем Закон Божий, а не свои желания, дух, который ищет Того, Кто его сотворил, который понимает, что он – творение, и есть у него Творец.

Блаженны нищие духом. Именно нищие духом, потому что такие видят свое недостоинство, свои слабости, свои грехи. Люди, нищие духом, видят, как они падают перед Богом, как они легко поддаются соблазнам этого мира. Как они легко отвергают волю Божию, голос совести своей, и принимают голос своих желаний.

Дух нищий – это дух человека, который видит истину, видит, кто он в этом мире. И поэтому Господь говорит своим ученикам: блаженни нищии духом, т.е. те, которые видят себя грешными и немощными перед Богом, ибо их Царствие Божие.

Человек, который видит свой грех, видит, как он преступает Закон Божий, понимает, что он сам в себе не может ничего достичь. Если он остается сам в себе, он противится Богу, потому что Господь его создал для того, чтобы возрастать духовно, от немощи к крепости.

К этому зовет Господь своих учеников, говоря: блаженны нищие духом. Зовет к крепости духовной, которая может быть только с Богом, которая только Богом подается, в которую входит человек, когда осознает, что он сам в себе – ничто, что он ничего не может без Бога. Спаситель напоминает Своим ученикам: «без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 1).

Человек, который остался без Бога, остался со своими немощами, со своим ничтожеством. Если он отвергает Бога,  гордость еще более ввергает его в это ничтожество, в эту слабость его естества. Он не может его преодолеть, потому что не отдал себя Богу, потому что не признает своего греха, потому что не соглашается со своей совестью, которая его обличает в его слабостях, в его преступлении Заповедей Божиих.

Сегодня мы празднуем память великого святого, начальника монашества церковного, преподобного Антония Великого, который действительно в своей жизни видел свою слабость, свое ничтожество без Бога. Он стоял перед Богом со своими слабостями и немощами, и поэтому пошел по пути нищих духом, по пути отвержения того, что ему не дает увидеть свою духовную нищету. Он так глубоко отверг все в этом мире, что поселился в пустыне, чтобы преодолеть себя, свои немощи, свои слабости, чтобы быть ближе к Богу с нищетой своего духа.

Потому что нищета духа — это путь к Богу, это то состояние, когда человек видит свой грех, он ищет Бога, он ищет преодоления своих слабостей. И действительно, преподобный Антоний Великий, пребывая на этом пути ведения своей слабости, пути нищеты духовной, возрастал в крепости духовной. Видя, как человек немощен без Бога, он удостоился великого дара быть крепким духом, потому что преодолевал в себе слабость, преодолевал в себе то, что гневит Бога. Он не допускал в своем сердце того, что совесть запрещает. И наоборот, в своем сердце он искал только того, чтобы совершить волю Божию и делать все то, что Богу угодно.

И потому даровал ему Господь эту силу духа, силу преодолеть свои желания, преодолеть все то, что противно Богу, в чем совесть нас обличает. Поэтому он стал этим великим подвижником. Быть подвижником – значит, жить в Боге, в воле Его, исполнять до конца веления Божии. Этим он так отличился, что Церковь его называет ревнителем Илии и последователем святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Он уподобился им этим своим стремлением к нищете духа, преодолевая в себе слабость человеческую и этим укрепляя свой дух.

Ибо нищета духа — это воистину крепость духа, потому что человек, который видит свой грех, видит, как он гневит Бога своими мыслями, своими чувствами, своими желаниями, плачет перед Ним, стремится всеми силами преодолеть себя, отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Христом (Мк. 8: 34).

Этому нас учит святой Антоний Великий, этот подвижник Церкви, который начал монашество, ревнуя Илие Ветхозавеному и Божьему Пророку и Крестителю Господню Иоанну, показывая путь совершенный, путь, помогающий человеку преодолеть скорбь, отчаяние. Потому что человек, который со своей совестью стоит перед Богом, не может отчаиваться. Когда он борется со своими грехами, он пребывает в преодолении себя, своего отчаяния, своих сомнений, своей гордости.

Если мы прилагаем усилия и перебарываем в себе то,  в чем нас совесть обличает, как бы ни было нам трудно, мы не попадем в отчаяние, крепость духа будет преодолевать всякую скорбь. Скорбь входит в слабого человека, который не кается в своем грехе, который не видит своего греха, который думает, что поступил правильно.

Но нищий духом видит свои слабости. К этому зовет нас преподобный Антоний Великий: увидеть свои слабости, стать на путь нищеты духа, чтобы не печаль, отчаяние и сомнения касались нашего сердца и разбивали его, а чтобы радость, надежда, твердость духа, благодарность Богу пребывали в нашем сердце. Они всегда нам помогут среди всех трудностей быть теми, кто преодолевает их, теми, кто не только не поддается им, а, спокойно перенося их, действительно торжествует над ними.

Всякая печаль, которая входит в наше сердце, нам напоминает, что мы слабы. Но если мы перед этой печалью, перед этой скорбью, которая стоит перед нами, вспомним о своих грехах и покаемся в них, Господь войдет в нашу душу, укрепит ее и укажет путь преодоления трудностей, всех наших проблем, всего того, что кажется человеческому духу непреодолимым, но что для Бога всегда преодолимо.

Зовет нас преподобный Антоний Вкликий к этой нищете духа, чтобы укрепить наш дух, чтобы не отчаяние владело нашим сердцем, а надежда на Бога, Который поможет нам преодолеть наш грех, поможет нам прийти к торжеству благодати Господней. Именно в этом — смысл всех трудностей наших, не в том, чтобы мы были разбиты, а в том, чтобы мы преодолели себя. Потому что Господь всемогущ, и всегда нам может помочь.

Преподобный Антоний Великий зовет наш дух, наше сердце пойти этим путем нищеты духовной и радости, которую она несет в наше сердце. Не может быть Царство Божие печальным в нашем сердце. Царство Божие — это радость и веселье нашего сердца, это торжество над всеми трудностями, которые встречают нас.

Этому нас учит преподобный Антоний, который был молитвенником, как говорит Церковь, который своей молитвой утвердил Вселенную. Будучи в своей жизни верным Богу, крепким духом, он молился о всей Вселенной. Когда он встречал людей, он всегда спрашивал, как мир живет. И ему приносили вести о той благодати, которую он просил у Бога, которая утверждала Вселенную по его молитве. Этот великий молитвенник нас зовет к такой же молитве, потому что молитва может быть только у нищего духом, которой воистину молится и исправляет все.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *