Богослужение в Неделю о расслабленном, праздник перенесения мощей свят. Николая из Мир Ликийских в Бари

В воскресенье 22 мая, в Неделю о расслабленном, в праздник перенесения мощей свят. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В евангельском чтении повествовалось о чуде исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного в Овчей купели: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5: 1-15).

После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Получивший оздоровление расслабленный парализованный человек, который тридцать восемь лет лежал в этой болезни и все эти годы старался исцелиться, как мы слышали из Евангелия, все время терпел неудачу, потому что в купели у Овечьих врат, в которую Ангел сходил каждый год и возмущал воду, только первый, входивший в нее, мог исцелиться. И он старался, он искал быть исцеленным первым, потому что он знал, что если он первый войдет в эту воду, то будет здоровым. Но каждый раз кто-то его опережал. И его сердце все время надеялось, что удастся ему выздороветь.

И сердцевидец Господь, Христос Спас наш, видя этого парализованного человека, которому не удавалось исцелиться, подошел к нему с этим простым вопросом: хочешь ли исцелиться? И, конечно, этот расслабленный рассказывает Христу Господу, как он хочет это получить, как он старается, как его кто-то опережает, и он не имеет никого, кто бы помог ему первым войти в купель.

И Христос Господь на это все ему просто говорит: встань, возьми свой одр и ходи. И он поднялся, взял постель и пошел. И когда иудеи его спрашивали, почему он носит постель в субботу, он в простоте отвечал: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне это сделать, и я взял постель свою и пошел. Но он не знал Господа, он знал, что Он Божий человек, потому что дал ем здравие, но не знал, что это Сам Господь. И Когда Господь встретил его в храме, он прямо ему сказал: вот, ты исцелился, смотри не согрешай, чтобы хуже тебе чего не было.

Господь ему напоминает, что есть здравый человек, исцеленный, а что есть человек больной. Здоровый человек – это тот, душа которого здорова. Даже если он болеет телесно, его душа, пребывая с Богом, радуется и веселится. Господь даровал расслабленному здравие телесное, но Он напоминает ему о здравии души, о том, что он должен более не согрешать, чтобы чего хуже с ним не было. Потому что грех приносит человеку разрушение, и не только тела, но и, прежде всего, души. Если человек грешит, терпит и тело его. И поэтому Господь ему добавляет: помни, что есть здравие, и не согрешай.

Этими словами Господь и нас учит, дорогие братья и сестры, тому, что же есть здравие. Здравие есть не согрешать, чтобы грех не разрушал и наши души, и наше тело. Чтобы наша душа всегда была исцеляющаяся. Поэтому сегодня, в Неделю о расслабленном, мы поем в тропаре: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством». И Господь зовет нас этим исцелением расслабленного больного к тому, чтобы мы искали здравия нашей души, и чтобы среди всех трудностей мы с нашей здоровой исцеляющейся душой могли спокойно все переносить, как здоровые, даже если посетит нас немощь.

Здоровая душа радуется, и тело, которое болеет, подымается. Как важно не грешить! И Господь нам часто посылает помощь и затем исцеляет нас, но мы снова согрешаем. Поэтому сегодня Господь, обращаясь к расслабленному, каждому из нас говорит: не согрешай, чтобы хуже не было. Помни о том, что есть здравие, как легко все переносить, когда здорова душа, и как невыносимо трудно, когда душа болеет, когда наша расслабленная душа не исцеляется от греха.

Мы сегодня празднуем память перенесения святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари и поем, что это перенесение «якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед». И наша душа исцеляется этим светом, молитвой святителя Николя. Мы сегодня, в Неделю о расслабленном, просим его об этом исцелении наших душ, просим, чтобы наша душа восстала от многих грехов, от многих наших страстей, наших похотей, от гордости нашей, от своеволия, от всего того, что не дает нам спокойно все перенести, всех благословить, всех любить.

А исцеленная душа – это душа, которая всех любит, всех благословляет, всем помогает, ко всем обращается с милостью и добротой. Потому что исцеленная душа отдает себя Богу. И исцеленный расслабленный ныне к нам взывает, чтобы мы тоже исцелились преодолением наших грехов, чтобы мы так же, как он, услышали слова Христа Господа. И мы услышим в нашем сердце: се здрав бысть, получаешь ты Божью благодать, но смотри, не согрешай, чтобы хуже тебе не было.

Господь к нам всем взывает, чтобы мы прилагали усилия к преодолению греха, то есть, ко здравию нашей души, чтобы мы не согрешали, чтобы наша душа была здоровой и смогла все переносить спокойно, благословляя всех, радуя всех, радуясь всему, что Господь посылает. Это есть здравие души.

И пусть слова Господа, взывающего к нам, — не согрешай, — прозвучат глубоко в нашем сердце, напоминая, что грех несет нашей душе и нашему телу страдания, что он ввергает нашу душу в это расслабление, в состояние парализованного. Грех парализует наш ум, наше сердце, нашу волю. Но Господь к нам приходит, как к этому расслабленному, потому что мы стараемся преодолеть грех. Господь приходит, и всякий раз нам помогает, благословляет нас, но снова и снова нам говорит: не согрешай, чтобы душа была чистой, ищущей воли Божией, отдающей себя Богу, слышащей эти слова Божие: «не согрешай».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *