Богослужения в День Святого Духа на Свято-Амвросиевском приходе

20 июня, в понедельник, в праздник Святого Духа, на свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия, молебен и затем акафист Пресвятой Троице. В праздничном евангельском зачале было прочитаны слова учения Христа Спасителя о спасении погибающих и о примирении с братьями: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 10-19). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Господь, уча Своих учеников молитве, учит их, как важно творить ее вместе. Потому что Он создал Церковь, которая есть тело Его. И поэтому молитва даже двоих или троих вместе – это молитва Церкви, и Господь Сам, Христос Спаситель, присутствует в ней, среди молящихся. Духом Святым Господь действует в Своей Церкви, объединяет всех верующих в Него.

Мы слышали, как в сегодняшнем Евангелии Господь Спаситель именно об этом говорит, особенно когда Он говорит о пропавшей овце: Он идет ее обрести, чтобы возвратить ее в единство, от которого она отпала, в стадо Свое, и радуется радостью великой о ее возвращении. Также Господь говорит нам о том, что если есть разногласия между верующими в Него, надо исправлять, надо помогать прийти к единству. Даже если это очень трудно, Господь зовет нас к этому, чтобы жить в этом теле Христовом единой жизнью, молитвой, которая доходит до Отца Небесного, и Господь дарует Церкви просимое.

Дух Святый сходит на святых апостолов и создает Церковь для того, чтобы помочь человеку обрести это единство с другими людьми в Его теле, и таким образом жить одной жизнью со всеми членами Его тела. Празднуя ныне Духов день, мы празднуем именно это единство нашей жизни. Потому что Дух Святый, действуя в Церкви, всех соединяет в одно целое, помогает всем обрести это единство, помогает заблудшей овце уйти от всякого противостояния. Дух Святый действует для того, чтобы привести людей к единству жизни.

Потому что единство жизни верующих во Христа – это воистину небо на земле. Потому что Господь нам говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А если этого нет, мы находимся в мире эгоистическом. Этот мир, в котором мы живем, процветает в эгоизме, то есть, отделяет человека друг от друга. Потому что эгоизм – это самодостаточность и отсутствие нужды в другом. А верующий во Христа чувствует, что он один слаб, и ищет единства со всей Церковью и со всеми верующими в Господа.

И Дух Святый действует в сердцах верующих во Христа, потому что они ищут не своего, а Самого Господа, чтобы Он управлял нашей жизнью, чтобы наша жизнь была такой, в которой Он может быть между нами. Это действительно великое таинство, иметь Христа между собой. Где двое или трое собраны во имя Мое, — Христос говорит, — там Я посреди них. Быть собранными во имя Христа Господа – это значит, отказаться от эгоистического начала, от всего того, что в нашем сердце не ищет единства, а ищет противостояния друг другу. Дух Святый, Сам Господь, Который соединяет наши сердца.

Но мы должны пребывать вместе, собираться во имя Христа Господа, для того чтобы жить по заповеди Христовой, чтобы отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Христом. Это есть жизнь в Духе Святом. Только для этого сходит Дух Святой, только в этом сама Церковь состоит – когда мы преодолеваем, отвергаем себя, принимаем крест, то есть, каждого из нас, таким, какой он есть.

Этому нас учит Дух Святый. И Он будет всегда действовать в нашей душе, когда мы будем стремиться собираться вместе во имя Христа Господа. А во имя Христа Господа быть вместе – это значит преодолеть свой эгоизм, который судит ближнего, который не хочет подчиниться, не хочет смириться, не хочет кротко, терпеливо все переносить. А именно там Дух Святой, где человек начинает преодолевать себя, где он отвергнул все свои лукавые мысли, чувства, желания, принимает ближнего таким, какой он есть, то есть, берет крест свой и идет за Христом.

Поэтому Господь и говорит нам: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». И действительно, Господь там, где мы любим друг друга, где отвергаем себя, где соединяемся в одну жизнь. В этом Дух Святой. Там, где этого нет, человек остается один со своим эгоизмом. Или Дух Святой, или наш эгоизм. Там, где наш эгоизм, Духу Святому места нет. Когда мы не преодолеваем себя, как нами обладает эгоизм, и как мы все судим, всем недовольны! И наоборот: когда мы преодолеваем себя, мы чувствуем, как Дух Святой пребывает в нашей жизни, потому что Он там, где мы отвергли себя, взяли крест свой и следуем за Христом.

Потому что Сам Христос Духом Святым пребывает среди нас. Он послал Духа Святого нам для преодоления себя, для преодоления своенравия, своеволия, своей гордости, для приобретения смирения, кротости.

И пусть Дух Святой, праздник Которого мы празднуем, поможет нам преодолеть в себе старого эгоистического человека, который всем недоволен, всех судит, и обрести нового, который все время противостоит себе и принимает ближнего таким, какой он есть, следует за Христом, всех любит, среди верных пребывает.

Это есть действие Святого Духа: преодолеть себя, принять ближнего в свою жизнь. Тогда мы объединяемся между собой и следуем за Христом. И Дух Святой ниспосылается Отцом Небесным в наши сердца, чтобы следовать Евангелию, Слову Божию, тому, что Сам Христос Спаситель нам говорит. «Не суди и не судим будешь» (Лк. 6: 37-38). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13: 35). И пусть благодать Святого Духа пребудет в наших сердцах, отвергающих себя, берущих свой Крест и следующих за Христом.

Проповедь прозвучала также и на утреннем богослужении:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго», — напоминает Христос Господь Своим ученикам о Своей миссии в этом мире, — взыскать и спасти погибшего. Мы празднуем день, в который славим Духа Святаго, Который действует в Церкви Христовой для того, чтобы взыскать и спасти погибшего, привести человека к истине, вывести его из тьмы века сего и ввести его к Себе Христовой благодатью.

Как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, апостол Павел говорит прямо: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5: 8-11). Дух Святый действует в Церкви, в сердцах верующих для того, чтобы принести этот свет Христов во мрак, в тьму греха человеческого.

Мы слышали, как в Евангелии сегодняшнем Господь нам напоминает о том, что Он пришел взыскать и спасти погибшее, и как Он это делает. Он в пример приводит пастыря, который оставляет девяносто девять своих овец и идет одну заблудшую овцу искать, и когда он ее находит, он радуется о ней больше, чем о девяносто девяти незаблудших.

Потому что радость человека состоит в том, чтобы найти свет, отвергнуть тьму, преодолеть ее. Поэтому вся Церковь, окормляемая Святым Духом, – это жизнь верующего во Христе, который радуется этой радостью, радуется тому, что свет Христов его спасает. И свет Христов приходит во тьму греха для того, чтобы обрести, взыскать погибшего.

Мы, празднуя Духов день, празднуем праздник света, который светит, света, который просвещает тьму греха человеческого. Потому что человек, видя, что есть тьма этого мира, преодолевает ее в своем сердце, и Дух Святой всегда действует именно для этого, чтобы привести человека к свету, чтобы дать ему силу преодолевать в себе тьму греха.

Господь ищет заблудшую овцу, ищет, чтобы помочь ей преодолеть тьму, чтобы человек видел, как губительна тьма для него. Но также Дух Святой действует, помогая человеку увидеть, как сладок свет. Это действие Духа Святого, — помочь нам увидеть себя, свой грех, свое своеволие, своенравие, помочь увидеть то, что приносит тьму, мрак в наши души, чтобы бороться с этими нашими слабостями и недостатками.

Дух Святый послан для нас, чтобы помочь нам постоянно преодолевать себя, свою гордость, свои страсти, которые вносят тьму в наши сердца. Дух Святый, помогая нам видеть наши грехи, вносит в наше сердце свет Христов и помогает нам возлюбить Христа Господа всем нашим сердцем и возненавидеть грех. Это действие Святого Духа, — помочь нам отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Христом.

Дух Святый всегда с нашими усилиями, с нашей верой, с нашими стараниями, он всегда нам помогает видеть свой грех, видеть свои слабости, для того чтобы эта радость была неизреченной, преодолеть в себе грех, тьму свою и возлюбить свет, чтобы никогда не подаваться своей гордости, своему эгоизму, чтобы всегда видеть эту тьму в своем сердце. Дух Святый дан нам, каждому из нас, чтобы прийти к этой величайшей радости обретения Его в нашем сердце.

Ведь как часто мы заблуждаемся, как овечки, и как радостно, когда Господь обретает нас, кода мы преодолеваем свои страсти, своеволие, своенравие, все, что нас уводит от Бога, отчего мы можем заблудиться, уйти от стада Христова. Господь помогает нам быть обретенными и принести эту величайшую радость, как Он Сам говорит: на небесах ангелы радуются больше об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках, потому что обретается заблудшая овца.

Потому что покаявшийся человек — это преодоление тьмы, это торжество света. Для чего создан человек? — Господь создал человека, чтобы он пребывал во свете, чтобы насыщался славой своего Творца, чтобы совершенствоваться в любви. А это значит, чтобы он преодолевал себя, свою слабость.

И пусть наши души, так часто томящиеся в своих грехах, почувствуют эту близость Духа Святого к нам, это действие Божье, которое ищет нас. И действительно, Христос пришел в сей мир, распялся на Голгофе для того, чтобы помогать человеку обрести свой путь истинный во свете Божьем. Поступайте как чада света. Это действительно Дух Святой — наш свет, наша радость, наше видение наших слабостей, наших страстей и похотей. Он помогает человеку увидеть, как он ничтожен, как без Бога печаль и отчаяние приходит в сердце. Но также он помогает увидеть, как величественно и радостно преодолеть свой грех, ка это неизреченно, преодоление тьмы в своем сердце и обретение радости, чтобы радоваться нам о преодолении своего греха, своей гордости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *