Богослужение в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В четверг 7 июля, в праздник Рождества честного, славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В праздничном евангельском зачале повествовалось о событиях Рождества Иоанна Предтечи: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1: 1-24). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его», — пророчествует о родившемся своем сыне пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи. Действительно, рождество Предтечи Господня, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, — это чудо не только потому, что бесплодная Елизавета и Захария в преклонных годах рождают дитя, но и потому, что все совершается очень необычным путем. Архангел Господень Гавриил, который явился в храме, где совершал каждение священник Захария, прямо ему сказал: услышана твоя молитва. С одной стороны, молитва услышана, но с другой, Захария, который просил Бога о том, что Господь ему и посылает, усомнился.

Но величие этого рождества святого Иоанна Предтечи именно в этом. В человеческой слабости и неизреченности любви Божьей к роду человеческому. Господь дарует сомневающемуся Захарии рождение Иоанна Предтечи, потому что святой Захария действительно был великим в своей молитве. И он выпросил у Бога это чудо зачатия и рождения Иоанна Предтечи, хотя по своей человеческой слабости начал сомневаться. Господь словами архангела Гавриила предупреждает его, что все равно совершится то, что ты просил. Ты будешь немым, не будешь иметь возможность сказать ни слова.

И совершается это чудо после совершения службы в Храме: святые Захария и Елизавета зачинают дитя, и хотя Захария становится немым, он знает, почему он наказан этим, и он с радостью принимает это чудо и живет им. И рождается Предтеча Господень, и Захария называет его, как мы слышали, Иоанном. Захария дает знак, чтобы дали ему досточку, чтобы написать ему имя младенца, которое сообщил ему архангел Гавриил – Иоанн.

И действительно, рождается Иоанн Предтеча, Предтеча Господень, в таком величии Божьей любви и в такой слабости человеческой, чтобы показать нам, дорогие братья и сестры, это чудо Божьей любви к нам. Мы часто тоже падаем в грехи, противостоя своей вере, уступая своим желаниям и своим слабостям. Но Господь нас держит и нам показывает, что Он над всем. И святой Захария это очень глубоко чувствует. Когда он был нем, он чувствовал, как он слаб, и как Господь велик, как незриеченна Его любовь. Он не верит, а Господь ему дарует. Потому что Он нас любит, потому что Он хочет, чтобы мы в этой своей слабости увидели, как Он любит и как мы слабы.

Но для Захарии это было очень важно. Когда он стал немым, он увидел эту неизреченную любовь и стал пророком. Ведь когда он дал знак, как должен назваться рожденный им ребенок, узы языка развязались и началось пророчество. Когда язык, который был связан, чтобы он молчал, развязывается, он говорит Божии слова. Он говорит о том, кто он, этот дарованный младенец.

Господь дарует нам несмотря на наши слабости, дарует нам терпение, дарует, потому что через терпение мы приходим к великим тайнам нашей духовной жизни. Мы видим, как надо опираться только на Слово Божье, на веру, на духовное начало в нашей жизни. Надо перебарывать многое, то, что противостоит этому началу. И потом, после трудностей, Господь нам дарует особые дарования. После перенесения трудностей мы видим не только свою слабость и любовь Божию, но и то, как Господь неизреченно дарует нам познать истину, отвергнуть себя, отвергнув свой эгоизм, который кричит, чаще всего, что это невозможно. А Господь дарует. Но мы забываем об этом. А пророк Захария не забыл, для него это был величайший урок. Он смиренно и кротко перенес немоту, и Господь даровал ему чудо пророчества.

Мы должны помнить, что всякие трудные обстоятельства в нашей жизни Господь дает нам для нашего же блага, чтобы мы укрепились в нашей духовной жизни, чтобы мы в своей жизни тоже приближались к вечности, к неизреченной любви Божией, чтобы мы преодолевали в себе земного человека, который закрывается в своих земных чаяниях и попечениях. А пророк Захария нам напоминает, что Господь над всем. Если Он нам дает что-то трудное, после этого дает и благодать Свою.

Вот в чем неизреченность этого отрока, который пророком Вышнего наречется. Потому что Господь над всем, Он дает ту или иную трудность, чтобы мы вырастали духовно до такой меры, чтобы мы бы ее не замечали, как пророк Захария. Ему трудно, а он радуется, потому что Господь дарует ему стать пророком, сказать величайшие слова о своем сыне. Пусть Господь нам поможет радоваться, как пророку Захарии, и исполняться благодатью Святого Духа вместе с Иоанном Предтечей, которой Господь нас насыщает.

После утреннего богослужения о. Амвросий (Макар) также произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим». Пророк Захария, говоря эти слова, смотря на родившегося чудесным образом сына, видит, как благ Господь, какова сила молитвы, как неизреченно Слово Божье. Святой Захария был священником израильским. Его жена Елизавета была неплодной. Но они молились, просили Бога, чтобы Господь посетил их и дал им милость Свою, чтобы их неплодство было разрешено и они родили дитя. Они молились, верили, что Господь их слышит.

Но по-человечески они видели, что это невозможно. Для человека было очень сложно соединить веру во всемогущество Божье и то, что человек себе представляет. Как мы слышали, когда пророк Захария кадил в храме, совершая священнодействие, явился ему архангел Гавриил и возвестил ему о том, что его молитва услышана, что родится дитя у них, сын у Елизаветы, то, что они просили.

Пророк Захария выслушал это благовестие ему, благовестие о том, что у него не просто родится сын, но также что он будет великим перед Богом, особенным, что он не будет пить ни вина, ни сикеры, что он будет в своей жизни как ангел, и это поможет многим преодолеть в себе грех и обрести путь к Богу.

Захария слушал это пророчество о том, что у него родится такой великий, такой значительный сын, но он по-человечески понимал, что это невозможно, и говорит архангелу Гавриилу: я стар, и жена моя в летах преклонных. И архангел говорил ему: ты не поверил, будешь немым до того времени, пока не совершится все то, что я сказал.

И Захария увидел, что он стал немым, и понял, что архангел Гавриил возвещал ему истину. И он этой истиной жил. И действительно, зачала Елизавета дитя и родила его. И Захария радовался этому святому дитяти, помня, что говорил архангел Гавриил, и славил Бога. И даже когда стал вопрос об имени дитяти, мы слышали в Евангелии, как он написал на дощечке: «Иоанн ему имя», потому что это возвестил архангел Гавриил.

И Захария действительно стал пророком, потому что он видел неизреченное. Он увидел, как Господь благ, увидел, как Господь слышит молитвы человека. Он также увидел, как человек слаб, как поддается своим слабостям. И поэтому он славил Господа, Который слышит Своих рабов и помогает им преодолеть сомнения.

И когда Захария начал говорить, он произнес эти величайшие слова: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим». Он увидел, как Господь, слыша молитвы людей, приходит к ним и помогает им утвердиться в вере. Он понимал, как велико величие человека обращаться к Богу, отдавать Ему, в Его руки свою жизнь, и как Господь, слыша Своих рабов, верующих в Него, помогает увидеть, что человек не оставлен, что Господь любит его и несет ему настоящую жизнь, в его мрак несет свет.

Именно об этом возвещает нам сегодня праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. Оно говорит нам, нашему мраку, нашему неверию, нашему сомнению, что Господь поможет преодолеть их, что Он слышит нас, как Захарию. И когда Захария усомнился, Господь не отверг его, а наоборот, Он ему сказал: ты же молился, ты помнишь хорошо о том, что ты надеялся на Меня. И Господь ему говорит: совершится то, о чем ты просишь, несмотря на то, что ты сомневаешься в этом, вот увидишь.

Это Господь говорит каждому из нас, дорогие братья и сестры. Потому что как часто в своей жизни мы уподобляемся пророку Захарии, когда молимся, просим, верим, надеемся, а потом по своей слабости поддаемся сомнению. Но Господь успокаивает нас: вот видишь, что услышана молитва твоя? Об этом нам возвещает Рождество Иоанна Предтечи: вот увидишь, что услышана молитва твоя, то есть, мрак сомнений, отчаяния, страстей будет преодолен светом Божьим.

Мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как апостол Павел прямо говорит римским христианам: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». И потом объясняет, что такое отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света. Он прямо говорит: не участвуйте в том, чем живет этот мир, в пиршествах, пьянстве, распутстве, сладострастии, ссорах, зависти, не участвуйте, отвергните все это. И настолько отвергайте, говорит затем, облекаясь во свет Христов, что не заботьтесь о плоти настолько, чтобы угождать своим хотениям, своим желаниям, потому что это тьма.

Тьма, когда мы прислушиваемся к себе, к своим желаниям, страстям и похотям. Но свет, когда мы в тьме наших страстей обращаемся к Богу, просим Его от сердца, как Захария, с надеждой обращаемся к Нему, от всего нашего сердца. И Господь нас защищает, избавляет нас от тьмы наших страстей, нашего неведения, всего того, что делает нашу жизнь мрачной.

Об этом нам возвещает сегодня родившийся Иоанн Предтеча. Он рождается для того, чтобы, как мы поем в сегодняшнем тропаре, возвестить нам о том, что человек создан для света, для радости. И Господь приходит к нему, чтобы избавить его от всего того, что его разбивает. Иоанн Предтеча, Предтеча Господень, рождается для того, чтобы готовить людей к этому свету, чтобы люди все больше и больше помнили, что надо отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света Божия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *