Попразднство Преображения Господня на нашем приходе

В субботу 20 августа, в попразднство Преображения Господня, в праздник свят. Митрофана, епископа Воронежского, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В субботнем евангельском чтении рассказывалось о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов и рыб: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские». (Мф. 15: 32-39). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Милосердую о народе сем, яко уже дни три приседят Мне и не имут чесо ясти: и отпустити их не ядших не хощу, да не како ослабеют на пути». Христос Спаситель этими словами обращается к Своим ученикам, говоря им о том, как устал народ, который три дня следует за Ним, пребывает с Ним, питается Словом Божьим и нуждается в насыщении телесном. И ученики недоумевают, как насытить в пустыне множество народа.

И Христос спрашивает, сколько у них есть хлеба, чтобы дать людям. И они говорят, что только семь хлебов и несколько рыбок. И снова Господь творит чудо умножения хлебов, насыщает людей и телесной пищей.

И ученики, видя Христа Господа, Который не только насыщает душу, но и тело, с радостью великой смотрит на проповедь Христа Господа и радуются тому, что они пребывают со своим Учителем, не имеют нужды ни в чем, что Господь их питает.

И действительно, когда мы питаем наше сердце словами вечной жизни, наше сердце становится насыщенным этими благами вечности. И человек, который имеют душу спокойную, в Господе пребывающую, также и тело насыщает более спокойно, даже среди многих трудностей. Именно к этому Господь нас зовет этим чудом, чтобы мы больше думали о небесной пище и, насытив свою душу небесной пищей, мы всегда найдем пищу телесную.

Особенно сейчас, когда мы празднуем дни попразднства Преображения Господня, мы благодарим Преобразившегося на Фаворе Господа за это насыщение наших душ Евангелием, которое является светом неизреченным, который ученики видели на Фаворе, когда преобразился Христос Господь, когда Его лицо засияло, как солнце, и одежды стали белыми, как свет.

Это то, что насыщает человека, то, что дарует его сердцу истинную сытость. Ученики, которые были на Фаворе, прочувствовали это. Когда апостол Петр сказал: «Господи, добро нам зде быти, построим три кущи и останемся здесь», он сказал это потому, что сердце его было полно радости и сытости этим светом Божественной славы.

Это то, что насыщает человека. Когда человеческая душа не насыщается светом Божьей благодати, а человек насыщает только свое чрево, каким он становится несытым! И сколько бы он ни насыщал свое чрево, он всегда не сыт. А душа человеческая, которая насыщает свое сердце вечными благами, светом Божьей милости, настолько сыта, что ни в чем не нуждается, даже если переживает телесные трудности. Господь ее питает, питает и человеческое тело.

Но насколько легче человеку, насыщенному вечными благами, питать свое тело, когда он чувствует сытость своего сердца! Он обходится тогда даже самым малым питанием своего тела и не нуждается в большем, он сыт. Но когда душа не сыта, все происходит наоборот: человек не может насытиться и мучается.

Мы празднуем сегодня память святителя Митрофана, епископа Воронежского, и поем ему в тропаре, что он «в светлости святых воссиял светлее, чем солнце», потому что знаем из его жития, как он жил и проповедовал Слово Божье, насыщая себя вечными благами и довольствуясь самым малым. Он искал сытости своего сердца, это же нес людям и насыщал их сердца. Но к этому он пришел через воздержание, как мы поем в сегодняшнем кондаке, — «воздеражнием тело духу поработив».

То есть, когда человек насыщает душу свою светом Христовой благодати, он тело свое укрощает и не нуждается во множестве пищи, а обходится самой простой и незначительной. Как хорошо человеку, когда радостна его душа, когда он славит Бога, когда он следует заповедям Божиим, питается только по нужде своего тела и не думает об этих насыщениях тела разными яствами!

Преображение Господне, которое мы празднуем, наше созерцание Преобразившегося Господа, — это призыв нашим сердцам насытить их благодатью Божией, чтобы радоваться тому, что Господь нам дарует. И действительно, когда полно наше сердце благодатью Божьей, мы переносим все трудности спокойно, с надеждой на Бога, совершенно не чувствуя тяготы этих трудностей.

В этом Преображение, в этом Евангелие Господне, — чтобы дать нашим душам эту пищу, которая помогает человеку всегда быть сытым. Как были сыты эти люди, которые три дня ходили за Господом, были с Ним, ничего не ели. И Господь умножает семь хлебов и несколько рыб, и их кормит.

Это становится действительно чудесным. И как чудесна жизнь человека, если он пребывает с Богом и в Боге, как его сердце радуется, прежде всего, свету Божьей благодати, который пронизывает все естество человека и дарует ему уже здесь, на земле, чувство вечной жизни!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *