Богослужение в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, мучеников Маккавеев, на Свтято-Амвросиевском приходе

В понедельник 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, мучеников Маккавеев, настоятель Свтято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию и после нее водосвятный молебен и освящение меда. В евангельском чтении праздника было прочитано зачало о суде Пилата над Господом Иисусом Христом и Его распятии: «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа, там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин. 19: 6-20). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше», — говорит Христос Господь Пилату, когда Пилат начал судить Христа Господа, приведенного к нему иудеями. Мы слышали в Евангелии, как Пилат видел, что из-за зависти привели Иисуса Христа к нему, и хотел по своей жалости отпустить Его. Но, как мы слышали, иудеи кричали: распни, распни Его!

И Пилат обратился ко Христу Господу и сказал: Ты же слышишь, как требуют распять Тебя, и Ты знаешь, что есть у меня власть распять или отпустить Тебя. А Христос ему отвечает: никакой власти у тебя нет, разве что дано тебе свыше.

И Пилат не внимает этим словам, а внимает словам иудеев, которые кричали: распни Его! И он спрашивает: Царя ли вашего распну? А они отвечают: у нас один царь, кесарь.

И Пилат, слыша это, отдает на распятие Христа Господа, думая, что он своей властью действует. Но Господь ему сказал: ты никакой власти не имеешь, разве что дано тебе свыше.

И действительно, над Господом никто не имеет власти, потому что Господь Вседержитель, Всемогущ. Но также никто не может иметь никакой власти над верующим во Христа Господа. И поэтому Господь на суде у Пилата перед распятием говорит Пилату эти слова: нет у тебя никакой власти, подчеркивая, что ни над Богом, ни над тем, кто под Его защитой, никто не может иметь никакой власти, разве что будет дано ему свыше.

И как Сам Господь терпит унижения, бичевания, крестную смерть, так, как Он и сказал, Его гнавшие будут гнать и Его последователей, и так же, как над Ним никто власти не имеет, разве что дано будет свыше гонителю, так и над верующим никто не может иметь никакой власти.

Мы сегодня празднуем также праздник святых семи маккавейских мучеников, учителя их Елиазара и матери из Соломонии. Все они были замучены, убиты Антиохом Епифаном, сирийским царем, который надругался над Иерусалимским храмом, внес туда идола Зевса и заставлял поклоняться ему всех, иудеев в том числе.

И маккавейские мученики не подчинились этой власти царя, и он над ними власти не имел, разве что дано было ему свыше, и он замучил их, убил. Но власти над ними другой он не имел, потому то было дано свыше, чтобы маккавейские мученики, как мы поем в сегодняшнем кондаке, предварили христианских мучеников, стали «прежде мучеников превелии мученицы».

И маккавейские, и христианские мученики нам свидетельствуют о том, что, как Христос сегодня говорил, «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше».

И действительно, кто следует Евангелию, тому часто приходится терпеть трудности, беды, но над ним никто не имеет власти. Лишь до той степени, пока Господь допускает. Если Господь допускает гонения, притеснения, преследования, Он это делает для того, чтобы, с одной стороны, мученики преследуемые, верующие во Христа, были более смиренными и последовали Его примеру, а с другой стороны, их преследовали до такой меры, пока Господь это допускает. И никакой власти над ними мучители не имели, они убивали тело, а души всегда были свободны, потому что над ними только Сам Господь, Которому они отдавали свою душу.

И святые маккавейские мученики, и все христианские мученики нас зовут к тому, что над верующим человеком, действительно, никто не имеет власти, потому что верующий человек отдает себя под власть Богу, Всемогущему, Вседержителю, и Он является и защитой такого человека, и руководителем его жизни, и силой.

Мы слышали, как апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении говорит о Кресте Господнем, который для погибающих юродство, безумие, а для спасающихся — сила Божия.

Потому что верующий человек – это тот человек, в котором Господь действует. Он отдает себя распятому Христу Господу, свидетельствуя всем, что никто никакой власти над ним не имеет, и поэтому Крест Господень становится для верующего человека силой, которая ему помогает все совершать от Бога, совершенно не взирая на то, что есть другие силы, что есть препятствия, испытания, даже преследования, гонения. Но над верующим человеком Сам Господь, на Кресте распятый, и поэтому для верующего человека Крест — это истинная сила его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *