Богослужение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице в Милане

В воскресенье 26 октября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, праздник свят. Иоанна Златоуста, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архимандрит Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало, в котором Господь Иисус Христос рассказал одному законнику притчу о милосердном самарянине: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 25-37). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Иди и ты твори такожде», — завершает Христос Спаситель поучение законнику, кто есть ближний для него. Мы слышали в Евангелии, как законник, искушая Христа Господа, спрашивает, как унаследовать Царствие Небесное, вечную жизнь. И Христос ему отвечает: что в законе написано? И очень хорошо отвечает он Христу Господу, как закон учит о том, как унаследовать вечную жизнь: любить Бога всей душой, всем сердцем, всей крепостью и ближнего своего как самого себя. Но законник, хотя знать, кто такой ближний и как его любить, спрашивает Господа об этом.

И Господь рассказывает ему притчу о милосердном самарянине, который, увидев человека, побитого разбойниками, еле живого, умилосердился над ним, помог ему, привез его в гостиницу, позаботился о нем, и даже когда уезжал, хозяину гостиницы дал два динария и попросил его продолжить эту заботу.

Тогда Христос Спаситель спросил законника, как ты думаешь, вот есть пример самарянина, а есть пример священника и левита, которые прошли мимо. Кто же ближний для этого человека, попавшего в руки разбойников? И законник отвечает: милосердный самарянин. Поэтому Господь велит ему идти и творить такожде, то есть, следовать этому примеру самарянина.

Эта притча о милосердном самарянине и попавшем в разбойники человеке очень важна и поучительна. Пример милосердного самарянина – это пример, который зовет нас, дорогие братья и сестры, быть такими же смиренномудренными в нашей жизни, как этот самарянин. Он помог человеку, даже не спрашивая, кто он. Он отдал себя ему, свою заботу, свою любовь, и остался с ним своей любовью.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел обращается к эфесским христианам и напоминает им, чтобы они вели себя достойно их призвания, со всяким смиренномудрием кротостью, долготерпением друг ко другу. Смиренномудрие – это действительно величайший дар Божий, который человек получает тогда, когда отвергает свою волю, своенравие, когда он становится рабом Божиим, когда он стремится делать все, что Богу угодно, исполнять Его закон, преодолевая свою гордость, свое тщеславие, свои страсти.

Смиренномудрие – это действительно человек в руках Божиих, человек, которым благодать Божия, которым Сам Господь руководит. Ведь действительно, когда человек отдает себя в руки Божии, им Господь управляет. И даже если он попадает в самые большие трудности, Господь, ведя его, дарует ему видение и ведение, как поступать.

И действительно, смиренный человек смотрит на все просто, и Господь ему показывает, как можно не только быть в руках Божиих, радоваться этому, благодарить Бога, но как этим можно проповедовать Евангелие, нести другим людям весть о том, кто есть Господь наш и как Он любит нас, как Он прощает нас, возрождает к новой жизни и дарует силы исправиться, быть послушным Ему и совершать все в своей жизни таким неизреченным путем.

Таким был святитель Иоанн Златоуст, память которого мы сегодня празднуем. Это был величайший светильник Божьей благодати. Этот святой отец не только дал нам Божественную литургию, которую мы служим, но и оставил нам много писаний, особенно много толкований на Священное Писание.

Такой святой отец, святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, проповедующий Евангелие, не нравился императрице. Но он смиренно проповедовал Евангелие, проповедовал о вечной жизни, о милосердии, о смиренномудрии. И был гоним за это. Дважды императрица его ссылала в ссылки, а он, смиренномудренно все перенося, свидетельствовал миру о том, как смиренный человек непреодолим и сияет в этом мире.

И действительно, он сиял. Несмотря на эти гонения, народ его любил, потому что он был непреодолим и радовался всему. Мы в сегодняшнем тропаре так и поем этому великому проповеднику, что он своей проповедью «не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа», то есть, не богатство показал нам, а дал нам своим примером великий урок смиренномудрия, которым не только он сияет, но и нас зовет, дорогие братья и сестры, к тому, чтобы все в нашей жизни совершать, помня о том, что Господь над всем.

И как бы ни было трудно нам, Господь нам напоминает, что Он — Всемогущий, Всеблагой Бог, никогда не оставит нас и поможет смиренному быть всегда успешным в его жизни и сиять даром смиренномудрия. Сиять, как милосердный самарянин из притчи, который совершал только то, что видел необходимым и не спрашивал себя, почему, а делал только то, что он должен был делать, ибо помнил, что в этом – Господь, в этом – смирение, — в том, чтобы кротко и смиренно совершать свое дело так, как Господь нам это дарует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *