Богослужение в праздник Обрезания Господня в Милане

В воскресенье 14 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, в праздник Обрезания Господня, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию и молебен, после чего поздравил именинников, подарил подарки и провозгласил им многолетие. В праздничном Евангелии было прочитано зачало о двенадцатилетнем Иисусе в храме: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2: 40-52). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И сниде с нима и прииде в Назарет: и бе повинуяся има». Так повествует евангелист Лука об Отроке Иисусе, Которого Обручник Иосиф и Мария Дева взяли в Иерусалим на праздник Пасхи. Мы слышали, как Он остался в Иерусалиме после праздника, как Его искали три дня Обручник Иосиф и Пресвятая Богородица, и как Он пребывал эти три дня с мудрецами, с учителями, как они удивились Его разуму, Его ответам. Это все видели Обручник Иосиф и Дева Мария. Тем более, Отрок Иисус прямо им сказал: не надо было Его искать, потому что Он должен быть в том, что принадлежит Его Отцу Небесному. Но они не поняли этих слов, и Он с ними возвратился в Иерусалим, повинуясь им.

Это повествование об Отроке Иисусе Христе в нынешний день праздника Обрезания Христа Господа нам напоминает о том, как Господь, Творец мира, принимает обрезание, то, что совершалось над младенцами в богоизбранном народе, для того, чтобы они были его благословенными членами. Но обрезание в Ветхом Завете – это прообраз крещения в Новом Завете, как сегодня нам об этом повествует апостол Павел. И Господь Иисус Христос принимает обрезание не потому, что ему надо становиться членом богоизбранного народа, а для того, чтобы это обрезание служило человеческому спасению. Мы поем в сегодняшнем кондаке: «Всех Господь терпит обрезание, и человеческие прегрешения, яко благ, обрезывает».

И апостол Павел в нынешнем апостольском чтении также нам объясняет, что Господь каждого верующего в Него обрезал обрезанием нерукотворным, с совлечением плоти греховной. В крещении мы, приняв благодать перерождения, становимся новым творением. Это и есть обрезание старого человека и взращивание нового.
Поэтому Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, праздник которого мы ныне празднуем, — это праздник обрезания нашего сердца, нашего ума, наших желаний. Потому что мы нуждаемся в том, чтобы Господь помогал нам отвергать старого нашего человека и взращивать нового.

Поэтому Отрок Иисус, возвратившись из Иерусалима в Назарет, повинуется Своим родителям, Обручнику Иосифу и Пречистой Деве Марии, Матери Его. Повинуется, чтобы научить нас тому, что есть благодать Божия, что есть обрезание, которое празднуем мы сегодня. Это преодоление себя, своей самости, своеволия, себялюбия.

Отрок Иисус повинуется Обручнику Иосифу и Пречистой Деве Марии для того, чтобы научить нас, что есть новое творение, кто мы, принявшие крещение, принявшие обрезание нерукотворенное? Что это значит для нас? – А это для нас значит повиновение Богу.

Обрезание Господне – это праздник для нас, чтобы мы во Иисусе Христе обрели в себе нового человека этим обрезанием нерукотворным следовали воле Божьей, преодолевая свою волю, повинуясь Богу. Иисус Христос повиновался Иосифу Обручнику и Деве Марии, потому что в повиновении благодать Божия. И Он нас учит, как можно обрезывать наше сердце, повинуясь Богу.

И Господь действительно «яко благ обрезывает человеческие прегрешения». А если мы непослушны, не повинуемся Богу, наше сердце остается черствым и необрезанным. Потому что старый человек хочет того, чего хочет, и не принимает то, что есть. А обрезание сердца хочет того, что Богу угодно, и что есть принимает и переносит спокойно и терпеливо.

Этому Господь нас учит сегодня Своим Обрезанием. Потому что Он хочет, чтобы наше сердце было обрезано этим нерукотворным обрезанием, и чтобы оно повиновалось Богу, искало воли Божьей.

И Отрок Иисус учит нас, как важно это во всех отношениях, и, прежде всего, в наших семьях, где должно быть повиновение наше перед Богом, детей наших вместе с нами. И пусть Господь всем нам поможет помнить: если мы повинуемся Богу, наше сердце наполняется благодатью Божией, потому что оно преодолевает грех, принимает обрезание нашего крещения, нашей исповеди, покаяния.

И пусть Господь нам поможет всегда помнить, что повиновение Богу — это радость неизреченная. И Господь пребывает в нашем сердце, и оно возрастает, как новое творение, и спокойно все переносит в этом мире, спокойно на все смотрит, с надеждой, за все благодарит Бога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *