Проповеди после чтения Великого покаянного канона преп. Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого поста в Милане

19 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) для прихожан, которые не могут прийти вечером на великое повечерие, прочитал Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Вечером о. Амвросий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона. После обоих чтений канона батюшка обратился к прихожанам со словами проповеди.

Проповедь после дневного чтения:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога, и присносущнаго Царствия, и сладости, грех ради моих», — поем мы ныне эти слова Великого покаянного канона и чувствуем, как душа наша уподобляется Адаму в грехе, в преступлении заповедей, обнажается от слабостей.

Когда мы преступаем заповедь Божию, наше сердце чувствует, что удаляется от Бога, от Его сладости. Когда овладевает нами грех, мы чувствуем, как горько становится нам, как неприятно, как овладевают страсти нашим сердцем, и негодуем, и забываем, каково то время, когда тишина была в нашем сердце, благодать, сладость пребывания с Богом. Познавая свое преступление, как мы поем, мы уподобляемся первозданному Адаму, который знал, что вкусить от запрещенного плода — это значит, смертью умереть, как сказал ему Господь, то есть, потерять все.

И мы чувствуем в своем сердце, как склонность ко греху отделяет нас от Бога, как наша душа скорбит по этому неизреченному состоянию пребывания в Боге.

И мы вместе с Адамом, который, преступив Закон Божий, прочувствовал эту потерю неизреченной радости быть в Боге, плачем у двери рая.

И мы начинаем Великий Пост с воспоминания плача Адама. И будем вместе с ним просить Бога очистить наше сердце, и будем чувствовать в своей душе, как грех уносит нас от сладости жизни в Боге, как он вместо радости приносит нам скорбь.

И это главное в течение Великого Поста, чувствовать, как грех удаляет нас от Бога, чувствовать, как он, всячески обманывая нас, лишает нас этой радости.

Святая Четыредесятница поможет нам глубоко в нашем сердце чувствовать, что мы уподобляемся первозданному Адаму, преступаем заповедь и теряем то, что самое дорогое для нас – Самого Господа, Его Царствие, сладость быть в Нем.

И пусть эта Святая Четыредесятница, этот Покаянный Канон будет глубоко в нашем сердце и поможет нам увидеть эту истину преступления нашего заповедей Божиих и пожинания плодов греха, скорби и печали в нашей душе.

Пусть милосердный Господь поможет нам увидеть наши грехи, которые приносят в нашу жизнь скорбь, грехи, которые выкрадывают из души неизреченную радость. Мы быстро поддаемся и осуждению ближнего, и всяким недовольствам и предубеждениям, и всем наши страстям, гордости нашей.

Но мы имеем Четыредесятницу, имеем Великий покаянный канон свят. Андрея Критского. И пусть он глубоко в нашей душе напомнит нам о нашем грехе, помогает нам вспомнить, как сладко быть с Богом, как легко, как неизреченно, как желанно, ибо только это нам поможет преодолеть в себе грех и возвратиться к нашему Господу.

Проповедь на великом повечерии:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?» — воздыхаем мы этими словами Великого покаянного канона преп. Андрея Критского глубоко в нашей душе о нашей беспечности, о нашей черствости, которая успокаивает нас, вместо того чтобы спешить покаяться, исправиться, вместо того, чтобы понуждать себя все больше и больше свою жизнь направлять по заповедям Божиим.

И действительно, как грех успокаивает душу и шепчет нашей душе остаться дальше в этом состоянии, не оставляя его! Поэтому Великий покаянный канон указывает нам на это нерадение в нашей душе, на то, что она не готовится к концу своей жизни на земле, к которому каждый человек приходит. Поэтому к нам взывают эти слова покаянного канона, напоминая нам, что время сокращается, в преддверии Судия есть.

Это действительно так. Потому что, когда мы не понуждаем себя к покаянию, время очень быстро бежит, и наше успокоение во грехе все больше и больше погружает нас в отдаление от Бога и потерю чувства грешности нашей, нашего преступления Закона Божьего.

Поэтому в дни Четыредесятницы, молясь за Великим покаянным каноном, мы просим Бога, чтобы Он помог нам осознать эту черствость свою, это нежелание преодолеть в себе грех. И Четыередсятница — это время напоминания себе этих слов, что приближается конец, а ты, моя душе, нерадишь, ничего не делаешь, не готовишься к тому дню, в который встретишь Судию.

А время сокращается. Нас покаянный канон зовет к более усердному покаянию, более усердному отвержению греха, зовет к тому, чтобы увидеть нашу беспечность. А грех, мы прекрасно знаем из своего опыта: если не преодолевается, то чувство того, что время уходит без покаяния, притупляется.

И поэтому Великий Пост – это время, чтобы мы увидели, что действительно мы нерадим о нашей духовной жизни, о нашем покаянии, о нашем спасении. Потому что много искушений, много всего того, что говорит о другом. О земных благах, о земной жизни, о временном. И мы прилепляемся к этому, вместо того, чтобы поспешить отвергнуть грех.

Поэтому Святая Четыредесятница – это время, которое понуждает нас преодолеть в себе эту инертность, которую грех вносит в нашу душу, и стать более активными в борьбе с грехом. И когда мы осознаем, что действительно нерадим, не готовимся, и время уходит, Святая Четыредесятница нас зовет к тому, чтобы всегда помнить, что грех надо преодолевать, его нельзя оставлять.

И всякую нашу слабость, всякое наше недовольство, всякое наше отчаяние мы должны преодолевать, все наши страсти, гордость. Потому что они успокаивают нашу душу, которая вместо того, чтобы преодолевать грех, приближаться к Богу и радоваться, печалится, мятется, как этот же тропарь нам говорит.

Жизнь как сон, как цвет проходит, очень быстро. И спрашивает свят. Андрей Критский: что же ты мятешься, вместо того, чтобы в душе своей более активно преодолевать свой грех и радоваться этой победе?

Потому что, действительно, когда черство наше сердце, какое оно печальное, раздражительное, нетерпящее! И наоборот, когда мы активно трудимся над нашим покаянием, над нашим исправлением, как радостно в нашей душе, как она благодарит Бога, как она спокойно может все перенести, всех благословить, всех обнять, о всех помолиться!

И пусть эта Святая Четыредесятница будет тем временем, которое напоминает нам о том, что нерадим мы о нашем исправлении, понудит нас к более действенному покаянию и преодолению в себе многих наших страстей, которые не дают нам выйти из их объятий и свободно, радостно на все посмотреть, и за все поблагодарить Бога.

А ведь в этом и весь смысл нашей жизни, духовной борьбы, невидимой брани, чтобы преодолеть в себе грех, обрести внутренний покой, который будет питать нашу душу неизреченной радостью, и благословлять Бога. Но только тогда, когда мы будем видеть, что нерадит наша душа преодолеть грех, не старается в покаянии восстать и совершать волю Божию.

И пусть этот Великий покаянный канон, который зовет нас все более и более прилагать усилия в этой борьбе, даст нам силы многое совершить в нашей душе, чтобы прийти к этому благому, действенному покаянию и преодолению греха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *