Чтение Великого покаянного канона преп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста на Свято-Амвросиевском приходе

В четверг первой седмицы Великого поста настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Днем о. Амвросий также также прочитал Великий покаянный канон для тех, кто не мог присутствовать на богослужении вечером, и произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему: возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». Мы слышали эти слова в сегодняшнем чтении Великого покаянного канона свят. Андрея Критского и чувствовали, как важно прийти к нашему Создателю с этим прошением: возьми от меня бремя тяжкое греховное, яко благоутробен, и даждь ми слезы умиления.

Это — самая главная молитва нашего сердца, потому что мы чувствуем, как это бремя греховное тяжко. Когда мучают нас многие страсти, когда многое надо исправить, и не хватает сил, не хватает усилий, не хватает благоразумия, не хватает усердия. И мы понимаем, что многое надо совершать по-другому. Думать по-другому, чувствовать, желать. Это и есть наша первая молитва ко Господу, Создателю нашему: возьми от меня тяжкое бремя греховное, — просим мы Его.

И это самое радостное, что может быть в нашей жизни. Потому что, чувствуя свою слабость, чувствуя, как давит нас грех, мы взываем ко Господу и просим, чтобы помог Он нам исправить наше сердце, дал нам силы, благословил нас, поднял нас Своим милосердием, Своей любовью. Чтобы наше сердце, укрепившись, совершало волю Божию.

А воля Божия – в этом: возьми, Господи, от меня бремя тяжкое, греховное. Грех наш – это, воистину, тяжкое бремя. Потому что многое мы неугодное Богу совершаем, потому что не прилагаем усилия противостать ему. Мы слышим нашу совесть, которая обличает нас, но бремя тяжкое греховное не дает нам противостать греху.

Поэтому мы просим: Господи, возьми это тяжкое бремя греховное, то есть, эту слабость, которая быстро склоняется ко греху, которая старается оправдаться. Ведь как нам хочется, видя часто, что мы неправильно действуем, еще и оправдать это! Это и есть бремя тяжкое греховное, это — слабость в нашем сердце и склонность ко греху. И мы чувствуем, как эта склонность ко греху тяжка.

Но Четыредесятница облегчает нашу душу. Мы понимаем, как Великий пост помогает нам облегчить свое сердце, остановить себя, вспомнить, что Господь над всем. И если у нас есть какие-то искушения, Господь над ними, над этими слабостями нашими, над этими грехами, которые глубоко в нашем сердце сидят и не хотят нам дать покаяться.

Но есть благодатное время, в которое мы можем, приложив усилия, увидеть свой грех, умилиться и сказать эти облегчающие нашу душу слова: «возьми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления». И да Господь пошлет нам, дорогие братья и сестры, эти слезы умиления! Они тогда приходят, когда мы стоим со своими слабостями, со своими падениями, со своими греховными привычками, и просим Господа: отними это от меня, возьми и даждь мне слезы умиления.

А слезы умиления – это то наше состояние, когда наша душа, осознавая свою слабость, сразу благословляется Господом. Потому что Господь любит сердце смиренное и кроткое. И когда мы видим, что мы слабы в противостоянии греху, мы просим Господа, чтобы Он помог нам избавиться от наших слабостей. И Он дает нам слезы, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И пусть Святая Четыредесятница наполнит наши сердца этой благодатью.

В четверг вечером, на Великом повечерии, после чтения Великого покаянного канона о. Амвросий обратился к пастве с проповедью:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя», – зовем мы ныне вместе со свят. Андреем Критским, давшим нам Великий покаянный канон, чувствуя во все эти дни чтения его, как далеки мы от этих благодатных, данных Богом благословений, как далеки мы от деяний, которые должны мы совершать в нашей жизни. Как, действительно, богатство душевное мы истратили грехом! И как мы чувствуем эту пустоту, в которой нет добродетелей благочестивых!

И от этого греховного состояния мы взываем: подателю милости, Господи, спаси мя! И просим Господа, чтобы Он напомнил нашу душу, действительно пустую, Своими милостями, Своей крепостью.

Для этого нам дан Великий пост. Чтобы, начав его великим плачем над своими грехами на первой неделе, во время чтения покаянного канона, мы весь пост помнили эту истину: как мы то, что Господь нам дарует, тратим, иждиваем грехом, как мы чувствуем эту пустоту нашей души, этот голод ее о добродетелях.

И действительно, как важно пройти Великий пост, чувствуя, как часто мы склоняемся ко греху, как быстро мы осуждаем ближнего, как мы всем недовольны, как мы теряем надежду, как мы в страстях и гордости своей совершаем все в своей жизни. А это и есть иждить грехом Богом данный нам образ и подобие Его. И чувствовать эту пустоту, чувствовать этот голод.

Но, чувствуя и пустоту, и голод, мы видим, как Господь милостив. И когда мы чувствуем, как грех опустошает душу, как он делает ее сухой и черствой, как хочется ее омочить слезами и выпросить у Бога окропления ее благодатью! И это — самое важное, дорогие братья и сестры, — увидеть, как грех нас опустошает. Увидеть, почему мы страждем, отчаиваемся, впадаем во всякую прелесть и сомнения, в гордость, увидеть, что же приносит нашей душе расстройство.

Грех — это опустошение нашей души. Когда мы видим это, мы можем сказать словами покаянного канона: «пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя». И как эти слова важны для нас! Пока мы не увидим пустоту, которая в действительности есть в нашей душе, мы не приложим усилия, чтобы стать более смиренными, кроткими, терпеливыми. Ибо лишь эти добродетели есть дар Божий, наполняющий душу нашу.

Но пока мы не увидим, что мы склоняемся ко греху, судим ближнего, не любим его, не хотим претерпеть, милостиво на все посмотреть, — в нашей душе пустота «добродетелей благочестивых». И как она, эта пустота души, нуждается в милости Божьей! Ибо действительно, когда человек видит, что он ничтожен, немощен, он обращается к Богу, и Бог наполняет его Своей благодатью. Но пока человек не видит этого, он остается пустым «добродетелей благочестивых». И как трудно нам в этом мире, который зовет нас к этой пустоте, к нетерпеливости, к осуждению, к отвержению всего, что нам не нравится! Это не есть духовная жизнь.

А духовная жизнь начинается только тогда, когда мы видим пустоту своей души, своих желаний. И только тогда мы начинаем понимать, как важен пост, как важно стать пред Богом с этими словами: «Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя».

Пусть эти слова Великого покаянного канона утешают нас, когда мы чувствуем, как мы греховны, как мы опустошили свою душу, как грех отдаляет нас от милости Божией, как он не дает нам смириться, кротко все переносить. Ведь почему мы негодуем? — Потому что нет этого чувства пустоты «добродетелей благочестивых», нет смирения. А когда мы чувствуем ее, эту пустоту, как хочется смириться, как хочется, чтобы Господня воля совершилась, чтобы было все так, как Бог даст, а не так, как бы нам хотелось!

Великий пост призван нам помочь покаяться, принести достойные плоды покаяния, – то есть, отвергнуть все, что опустошает нашу душу и помнить о том, что эта пустота — это наши слезы, это наша печаль. И когда мы увидим эту пустоту, мы, перебарывая себя, наполняем душу «благодетелями благочестивыми», смирением и кротостью. Это чувство неизреченное, это благословение Божие. Но оно приходит к нам только тогда, когда мы видим, что пуста наша душа, что негодует она, хочет своего. И пусть Господь нам поможет все в своей жизни совершать смиренно и кротко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *