Богослужение в субботу первой седмицы Великого поста

В субботу 24 февраля, в праздник вмч. Феодора Тирона, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию в сослужении прот. Иоанна Фрунзе и прот. Василия Балацела. В субботнем евангельском чтении было прочитано зачало с учением Господа Иисуса Христа о соблюдении субботы: «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 2: 23-3:5). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради, — возвещает это Христос Спаситель Своим слушателям, имея спор с фарисеями. Мы слышали, как фарисеи, следуя предписаниям субботы, все старались совершить так, как велят эти предписания. Но, исполняя все, что Закон Божий в отношении субботнего дня велит, фарисеи забывали о самом главном: для чего же эти предписания? Для чего сама суббота? Для чего этот закон субботнего дня? И Господь им указывает на то, что предписания субботы не могут быть выше доброго дела.

Мы слышали, как Господь указывает на царя Давида, который нарушил предписания Закона, когда имел нужду со своими спутниками, будучи голодным, зашел в дом Божий и съел те хлебы, которые не должен был есть, и также Господь учит нас, указывая фарисеям, как надо относиться к предписаниям субботы, предписаниям Закона Божьего. Суббота человека ради бысть, а не человек ради субботы.

Предписания субботы даны человеку для того, чтобы он через этот закон пришел к Самому Господу в духовной жизни. В Ветхом Завете предписания субботы действительно были строгими для поведения человека. Но они были строгими не для того, чтобы исполнить их внешне, а для того, чтобы жизнь свою отдать Богу. Потому что суббота была днем Господним. И все эти предписания помогали человеку предстать пред Богом и, славя Его и благодаря за все благодеяния, радоваться этому.

Также и мы, дорогие братья и сестры, имея предписания о Великом посте, о Четыредесятнице, должны исполнять их не для того, чтобы внешне все совершить, а для того, чтобы прийти к Богу, чтобы это время Великого поста стало для нас временем особенного прославления Господа, благодарения Его и, конечно, исправления нашей жизни. Все предписания Великого поста и воздержания, молитвы, только служат нашему сердцу, тому, чтобы преодолеть в себе грех, свой эгоизм, себялюбие, свою гордость, свои страсти, и быть перед Богом со своей душей, наполняя ее благодатью Божией.

Для этого и есть Великий пост, а не для того, чтобы воздержаться от пищи и от других дел плоти и остаться таким же внутри, в своем сердце. Суббота ради человека бысть, а не человек ради субботы. Великий пост для нас дан, а не мы даны для Великого поста. Великий пост должен служить нам, мы должны в Великом посту, действительно, оживать в своей духовной жизни, освобождаться от всего того, что разрушает нас, что привязывает нас к земле и не дает нам возрадоваться радостью истинной жизни с Богом.

Когда мы в течение Великого поста изменим себя внутренне, как мы будем благодарны предписаниям церковным, как мы радуемся тому, что можем воздержаться от многого и послужить своей душе! Великий пост – для нас, для того, чтобы наша жизнь на земле была небесной. То есть, радостной. Чтобы мы все в своей жизни могли творить с благодарением Бога.

И мы видим, как человек, который с Богом пребывает, многое преодолевает в себе, благодаря Великому посту, как он радуется самой жизни и всему тому, что Господь ему посылает. И наоборот, когда мы не преодолеваем в себе нашего эгоизма, как тягостно становится на душе! Бывает, что и пост прошел, а тягость не прошла. Потому что для поста мы послужили, но не пост послужил для нас.

Поэтому Церковь предлагая это евангельское чтение, напоминает нам, что Великий пост дан для наших душ, чтобы они укрепились, наполнились силой Божьей благодати, и чтобы все, что мы совершаем в нашей жизни, было нам в радость, чтобы наша жизнь была полна благодарности Богу за то, что мы можем с радостью не только принимать успехи в нашей жизни, но и трудности, и испытания.

А ведь испытания для человека, который очищает свое сердце, — это тоже радость, потому что он может преодолеть в себе слабость и с Богом пребывать, и радоваться этому.

И пусть, дорогие братья и сестры, поприще Великого поста, воздержание, которое мы совершаем, будет радостно, чтобы оно нам служило, чтобы мы видели, как оно необходимо для нас, и как трудно без него, чтобы, действительно, суббота была для человека, а не человек для субботы. Чтобы Великий пост был великим даром для нас в наших усилиях и стараниях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *