Богослужение в Неделю 2-ю Великого поста, свят. Григория Паламы, в Милане

В воскресенье 4 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, свят. Григория Паламы, день памяти всех преподобных Киево-Печерских, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию и молебен в сослужении с прот. Иоанном Фрунзе. На столике у аналоя с праздничными иконами во время службы стоял ковчег с частичками мощей многих Киево-Печерских преподобных, подаренный приходу почти десять лет назад ныне покойным Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины. После службы о. Амвросий поздравил о. Иоанна Фрунзе с 25-летием священнического служения, а также нашего прихожанина Ореста с прошедшим Днем Рожденья. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало о чуде исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного в Капернауме: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2: 1-12). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Что сия помышляете в сердцах ваших?», — спрашивает Господь книжников, которые были с людьми, когда Господь проповедовал Евангелие в одном доме в Капернауме. Книжники были там и видели, как люди, имея желание принести расслабленного ко Христу, не могли этого совершить, потому что было много народа. И когда они спустили его с крыши перед Господом, Он, видя веру этих людей, видя это их старание, говорит расслабленному: отпускаются тебе грехи твои.

Книжники слышали это, но не могли принять слов Христовых, которые Он сказал расслабленному. И помышляли они в своих сердцах, что Он богохульствует, потому что только один Бог может отпускать грехи. Но Христос Спаситель этим книжникам, сомневающимся в том, что Он имеет власть отпускать грехи, говорит прямо: одинаково, что сказать расслабленному: или «отпускаются тебе грехи твои», или сказать ему «встань, возьми одр твой и ходи». И действительно, на их глазах расслабленный поднялся и начал ходить.

Господь совершил это чудо исцеления расслабленного перед слушателями своими, перед учениками, перед книжниками, чтобы они видели и помнили, что Господь Сердцевидец знает помышления человеческие. Господь пришел на нашу землю для того, чтобы помочь нам справиться с нашими мыслями. Он, Всеведущий, знающий наши мысли, хочет помочь нам мыслить так, как человек должен мыслить, как должно мыслить творение Божие, стоящее перед своим Творцом.

Человек, созданный Богом, должен всегда помнить о том, что его Творец, Отец его Небесный любит его и, держа все в Своих руках, управляет его жизнью, помогает ему прийти к истине. И мы прекрасно понимаем, как трудно человеку прийти к истине, как он сомневается в том, что его Творец, Отец его Небесный, помогает ему обрести истину.

И когда человек начинает задумываться над тем, как Бог помогает человеку преодолевать в себе свое «я», свою гордость, себялюбие, Господь помогает ему увидеть эту истину, увидеть, что Бог, любя человека, дарует ему все. Но человек, забывая об этой любви, уходя от этой истины, входит во тьму неведения и начинает размышлять обо всем так, как он себе это представляет, и сомневаться во всем. Вот почему сомнения, отчаяние, гордость входят в сердца наши, и мы, поддаваясь этому искушению, пребываем во тьме неведения. «Что вы помышляете в сердцах ваших?», — спрашивает Господь не только книжников, но и каждого из нас.

Святая Четыредесятница дана нам для того, чтобы преодолеть в себе мысли нашего гордого себялюбия, своего «я», чтобы помнить о том, что Господь любит нас, что Он над всем. Но наши мысли, наши сомнения все время уводят нас от этой истины, и мы снова попадаем во тьму неведения.

Но когда мы раскаиваемся в том, что мы не верим, что Господь над всем, что Он — Вселюбящий нас Небесный Отец, мы возвращаемся в свет ведения. Так же как Господь, исцелив расслабленного, показал Своим учениками и книжникам, что все в Его руках, что Он восстанавливает расслабленного человека, дарует ему здоровье духовное и телесное.

И Господь этим исцелением расслабленного также и к нам обращается, дорогие братья и сестры, что Он, любящий нас Отец Небесный, все время видя наше сердце, хочет помочь ему положиться на Него, то есть, быть во свете и отвергнуть тьму неведения, которая сомневается, страшится всего, впадает в отчаяние. Великий пост – это время, чтобы наше сердце начало размышлять о том, что Господь, любя нас, никогда нас не оставляет, благословляет нас и дарует нам неизреченную радость быть с Ним.

И поэтому во вторую неделю Великого поста Православная Церковь празднует память свят. Григория Паламы, архиеп. Солунского, который и своей жизнью, и своим учением, и своими сочинениями, творениями показал и описал, как человек может прийти к неизреченному свету ведения и радости в своей жизни, указывая на пример святых апостолов Петра, Иакова и Иоанна на Фаворской горе, которые, увидев этот неизреченный свет Фаворской благодати Божией, возрадовались и глубоко в своем сердце пережили истинную радость ведения. И потом, когда они проповедовали Евангелие, они проповедовали именно об этом неизреченном свете, который входит в душу человека, который преодолевает в себе сомнения и отчаяние, преодолевает свою гордость.

Нетварный Фаворский свет – это благодать Божия, которая пронизывает все естество человека, даруя ему силу радоваться среди трудностей и испытаний, помнить, что в руках Божиих все, что Он не оставит человека, Отец наш Небесный.

Мы также празднуем сегодня память Собора Киево-Печерских Преподобных, которые также сияли этой благодатью Божией и всегда поддерживали верующих в этой силе радости среди трудностей, в этой силе веры и памяти о том, что Господь никогда не оставляет человека.

И пусть эта Святая Четыредесятница, дорогие братья и сестры, будет для нас светом неизреченной благодати Божией, которая просветит наш ум, наше сердце, и даст нам силу всегда возлагать надежду на Бога и радоваться этой благодати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *