Богослужение в Неделю 4-ю Великого поста, преп. Иоанна Лествичника, на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

В воскресенье 18 марта, в Неделю 4-ю Великого поста, преп. Иоанна Лествичника, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию, по окончании которой поздравил именинников с Днем Рожденья. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало о чуде изгнания Господом Иисусом Христом беса из бесноватого отрока: «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9: 17-31). После чтения Евангелия о. Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом». Господь говорит эти слова ученикам, которые видели чудо исцеления немого отрока, который очень страдал, дух немой был в нем и бросал его и в огонь, и в воду. И ученики, видя, как Господь совершил это чудо изгнания злого духа, недоумевали. Потому что они до прихода Христа Господа пытались это сделать, помочь этому отроку, одержимому злым духом, но не могли. И увидели они, как Господь это совершает, и Дух Святой исцеляет отрока и дарует ему освобождение от злого духа.

Ученики Христовы недоумевали, почему их молитва была такой слабой. И Господь им говорит, почему они были слабы перед злым духом. Потому что изгоняется злой дух и всякий грех, всякая немощь человеческая только молитвой и постом.

Молитва и пост помогают человеку освободиться от привязанности к своим слабостям, своим страстям, своим немощам. Молитва и пост – это действительно путь изгнания слабостей наших из нашей души. И это чудо изгнания злого духа из отрока должно нам напоминать слова Христа Господа, как мы можем противостать греху, всякому злу, — только молитвой и постой, только нашим воздержанием, только нашим желанием обратиться к Богу и сделать свою жизнь более небесной, отданной Самому Господу.

Святая Четыредесятница, которую мы проходим, — это время для преодоления своих слабостей. Молитва и пост, которые мы совершаем – это сила, которая помогает нам преодолеть свои страсти, привязанность к земным благам, желаниям нашим земным, и укрепить нашу связь с небом. Укрепить нашу надежду, наше взирание на небо, на Самого Господа.

Потому что мы видим, как человек без молитвы и поста полностью привязан к земным благам и не может в себе преодолеть это желание их. А молитва и пост, подымая нас на небо, помогают нам правильно посмотреть на преходящее и возжелать непреходящего. То есть, молитва и пост помогают нам увидеть, как временная наша жизнь на земле ничтожна, и как блага земные, ничего не приносящие нам, нашей душе, только томят ее без Бога, без обретения вечных благ. Это действительно так. Потому что когда человек обретает вечные блага, любовь, терпение, кротость, он никак не привязан к желаниям земным, страстным и грешным.

Мы ныне празднуем память преп. Иоанна Лествичника, который именно молитвой и постом смог достичь в своей жизни этого небесного состояния, как мы его называем, — «пустынный житель и в телеси Ангел». Потому что в своих подвигах он, привязавший себя к небесным благам, сиял в этом мире богатством любви и смирения.

Поэтому мы ныне поем в тропаре эти слова: «постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим», а в кондаке больше говорим, что он достиг необычного воздержания и благости в своей жизни, что стал звездой небесной, все отводящей концы: «На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче, Иоанне, отче наш». То есть, сияет он своей жизнью, своими добродетелями.

Поэтому когда его попросили описать путь, которым он достиг этой благости в своей душе, он написал «Лествицу», то есть, тридцать ступеней восхождения к бесстрастному состоянию человека. И все это сопровождается молитвой и постом. Очищается человеческое сердце, все больше прилепляется к небесным благам и совершенствуется в добродетелях, все больше возрастая в любви и смирении.

Этот путь преодоления в себе земного человека, взращивания небесного – это путь постоянного труда, совершенствования нашей духовной жизни. И «Лествица», которая возводит от земли на небо человека, преп. Иоанна Лествичника, — это сочинение, которое помогает не только монаху, но и каждому верующему понять, как важно восходить по ступеням совершенства нашей духовной жизни, как важно все больше и больше усилий прилагать, чтобы очистить свое сердце и возрастать в добродетелях любви, милосердия и смирения.

И мы, празднуя память святого преп. Иоанна Лествичника, благодарим Бога за это напоминание нам о постоянных усилиях в нашей жизни, сопровождаемых молитвой и постом, которые приводят к неизреченному состоянию преодоления в себе земного и взращивания нового человека в нашей душе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *