Богослужение в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Милане

В четверг 12 июля, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, на Свято-Амвросиевском приходе в Милане было совершено ночное богослужение. После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия», — поем мы ныне кондак святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, величая их, славя Бога за это величие святых апостолов, которое Господь нам даровал.

Действительно, апостол Петр, как мы слышали в Евангелии, — это апостол самой веры, на которой Господь созидает Церковь. А апостол Павел, который был поднят до третьего неба, чтобы видеть то, что нельзя передать словами, вместе с апостолом Петром проповедует в своем слове неизреченность Царствия Небесного, Евангелие, которое Господь принес на землю.

Славя двух первоверховных апостолов Петра и Павла, мы славим Господа, принесшего нам через проповедь Своих апостолов неизреченный мир благодати Божией и радости, которую человек может обрести в своем сердце и, живя ею, нести в этот мир свет Христов.

Таковыми были апостолы Петр и Павел, которые  неслучайно названы первоверховными апостолами. Действительно, они были теми апостолами, которые помогали другим апостолам нести благую весть, углубляясь в то, что Господь дарует человеку, углубляясь в истину, которая перерождает человека и делает его неизреченным вместилищем Благодати Божией.

Таковыми были апостолы Петр и Павел. Ведь они проповедовали Слово Божие из глубины своих сердец, проходя очень сложные, трудные испытания. Но они всегда желали прежде всего неизреченной славы Божией, которой они делились со слушателями, они несли Евангелие людям.

Первоверховные апостолы — это те, которые дали неизреченную глубину проповеди. Благодаря проповеди святых апостолов Петра и Павла Церковь обрела это свое неземное состояние, которое помогло ей пережить самые страшные испытания, гонения и преобразить мир.

В этом — сами апостолы Петр и Павел, которые первыми претерпели мученическую смерть и своими испытаниями, своей смертью дали Церкви неизреченную силу небесной жизни. Потому что для этого они были призваны, это они должны были нести людям. — Жизнь в Боге, жизнь, которая может спокойно все перенести и радоваться в трудностях.

Поэтому мы поем в сегодняшнем кондаке апостолам Петру и Павлу: «Болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия».Господь превыше всего принял те трудности, которые они перенесли, и саму их смерть, потому что они подчеркнули своими трудами и смертью, что есть жизнь, что нет смерти, что есть радость, что человек с Богом — это неизреченная надежда, которая не является, как апостол Павел нас учит, лишь тем, что указывает на будущее, но это надежда уже осуществляется в жизни верующего человека.

И это действительно так. Когда человек следует Евангелию, совершает то, что Господь ему велит, он неизреченно радуется, он чувствует, как велико преодолеть свою гордость, свои страсти, и пребыть в Боге, имея неизреченную силу жить в этом мире, испытующем постоянно, противостоящем Евангелию, радости.

Святые апостолы Петр и Павел и своей жизнью, и своей смертью это подчеркивают. Господь принимает это паче, больше всякого всеплодия, то есть, выше всего того, что человек может сделать в своей жизни. И пусть Господь нам поможет, славя святых апостолов Петра и Павла, последовать тому, что они несут нашему сердцу. Это неизреченная жизнь в Боге, в надежде, в радости, в благодарности Ему.

И пусть проповедь святых первоверховных апостолов Петра и Павла глубоко звучит  в нашем сердце, напоминая, что эти святые апостолы горели своей верой, своей надеждой, своей любовью, и поэтому в Церкви они останутся как первоверховные, потому что были небесные и поддерживали всех на этом пути.

Мы нуждаемся в них, в святых первоверховных апостолах Петре и Павле, для нашей жизни, для наших испытаний, которые, глядя на их пример, мы можем спокойно преодолевать и быть такими же радостными и величественными, как и святые апостолы.

Ведь они несли Христову проповедь именно для этого, для каждого и з нас. Чтобы Христос Спаситель, Которого они проповедовали, Его Евангелие, которое они несли людям, вошел в наши сердца. И Апостолы Петр и Павел действительно смогли это сделать, преображая сердца человеческие, помогая им принять Христа Господа.

Утром за Божественной литургией, после чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Величая и прославляя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы благодарим Бога за этих великих проповедников Евангелия Христова, благодарим за тех, на которых была создана Церковь Христова, за тех, которые сподобились откровений Божьих и смогли передать их людям.

«Ты еси Петри на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ю». Эти слова Христовы апостолу Петру, который исповедует Христа Сыном Бога Живаго, говорят о том, как апостол Петр, исповедуя Христа Сыном Божиим, проникался в эту тайну любви Божией к человеку и насыщал свою душу этим.

Поэтому Христос Господь ему сказал, что он исповедует Его Сыном Божиим не потому, что плоть и кровь ему это возвестили, то есть, не потому, что он дошел до этого своим умом, а потому, что открыл это ему Отец Небесный. Ибо именно Христос Господь созидает Свою Церковь и действует в ней, как апостол Павел нас учит: созидает Церковь, которая есть Тело Его, Христа Господа.

И мы славим великих апостолов Петра и Павла, потому что они открыли нам то, что Отец Небесный открывает человеку. Мы слышали, как апостол Павел в своем послании к коринфянам рассказывает о своей жизни, какая она была непростая, как много он терпел, в каких опасностях пребывал. Но, с другой стороны, он сподобился неизреченного, великой благодати Божией, которая меняет человека и  дарует ему новое бытие, как апостол Павел говорит, делает его новым творением.

Апостол Павел, как мы слышали в сегодняшнем чтении, был восхищен до третьего неба и слышал глаголы Божии, которые человек словами не может передать. И он также рассказывает, что несмотря на эти чрезвычайные откровения, которые Господь ему даровал, Господь хочет сохранить его от искушений. Чтобы он не превозносился чрезвычайностью этих откровений, Господь дал ему жало в плоть, ангела сатаны, который удручал его, чтобы он помнил, что это откровения — от Бога. И он много раз просил, чтобы Господь отнял эту немощь от него, но Господь ему прямо сказал: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Поэтому апостол Павел говорит, что он будет хвалиться только немощами своими, чтобы сила Божия в нем пребывала.

Такими были апостолы Петр и Павел, которые действительно получил эти чрезвычайные откровения Божии, а затем несли  людям и даровали им то же, что они сами получили. Даровали людям возможность преобразиться в своем уме, в своем сердце, в своей душе, чтобы помнить, что Господь дарует нам свою благодать, часто дарует нам эти неизреченные силы преодолевать многие искушения, испытания.

И мы так же, как и святые апостолы, можем сказать, что это Господь нам дарует, а мы являемся немощными. И апостольская проповедь заключается именно в этом. Апостолы указывают, что человек немощен, что он не может сам совершать волю Божию. Но, обращаясь к Богу своим покаянием, признанием своих немощей, он получает откровения Божии для своей жизни и преображает свою душу.

Это и есть сама Церковь Христова, которую врата ада не преодолеют. Апостолы проповедовали именно это, они творили в душах человеческих новый мир, делая их новым творением, чтобы каждый видел свою немощь и благодать Божию, чтобы мы помнили о любви Божией, которая прощает нас, благословляет нас, дарует нашему сердцу благодать, радость.

И именно это есть то, чем мы можем хвалиться, как апостол Павел, — немощью нашей. Но, наполняясь благодатью Божией, мы славим Бога за то, что Он нас, немощных, но кающихся, всегда благословляет, всегда принимает, всегда дарует нам свою благодать, чтобы мы видели, как велик Господь, как неизреченна жизнь в Нем.

И когда Господь говорит апостолу Петру: «Ты Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ю», — это значит, что то, что Господь дарует верующему человеку, зло, грех, врата вдовы не могут преодолеть. Если человек видит свою слабость, в покаянии просит Бога и получает благодать, то этого враг нашего спасения не может преодолеть. Потому что каждый из нас помнит, как Господь милостив, как Он держит нас, как Он прощает нам, как он дарует нам Духа Святаго, чтобы мы все больше и больше жили этой благодатью, этой славой Божьей.

И эта слава Божья, конечно, никогда не может быть преодолена вратами ада, то есть, злом, а всегда напоминает нам, что Господь над всем, что Господь ведет нас нашими путями, иногда, бывает, очень сложными, но Он дарит нашему сердцу благодать, которую мы всегда ищем, на которую опираемся и за которую благодарим Бога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *