Богослужение в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Милане

В воскресенье 15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало об исцелении Господом Иисусом Христом двух слепцов: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему.

И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9: 27-35). После чтения Евангелия о. Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Веруете ли, яко могу сия сотворити?». Слыша, что рядом проходит Христос Спаситель, два слепца взывают к Нему: Сыне Давидове, помилуй нас! Иисус Христос видит, как приближаются к нему эти два слепца и спрашивает их: веруете ли, что Я могу что-то сделать? И они сердечно отвечают: да, Господи! И Господь дарует им зрение.

Это чудо дарования зрения слепцам Христом Спасителем учит нас, дорогие братья и сестры, обращаться к Богу так, как эти два слепца взывали ко Господу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!». Это были не слова лишь, а это сама вера их взывала, чтобы Господь даровал им зрение. И Господь поучает своих слушателей, которые видели это, как надо взывать ко Господу, верить и получать просимое. Ведь действительно, когда верующий человек обращается ко Господу, он, как эти два слепца, просит помиловать его. Это и есть уже молитва, чтобы Господь услышал нас и даровал нам просимое.

«Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Верующий человек — это, действительно, тот, который, прося у Бога прощения своих грехов, становится перед Богом тем, который принимает благодать Божию. То есть, когда человек кается и обращается к Богу, благодать Божия входит в его сердце, и он тогда получает просимое. И мы знаем из нашего опыта: когда мы помним свой грех, свои слабости, просим у Бога покаяния, — мы чувствуем, какой Господь милостивый, как Он слышит нас и дарует нам просимое.

Это действительно та сила, о которой мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении. Это — сила веры. И апостол Павел, обращаясь к римским христианам, прямо им говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Но как это делать? — «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». И затем ап. Павел завершает: «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15: 1,2,7).

В этом, действительно, сила веры. И мы прекрасно понимаем: какое бессилие, когда владеет нами грех! Как трудно нам принять ближнего таким, какой он есть, да еще угождать ему, во благо, к назиданию!

Но в этом — вся вера. Вера — это действительно сила души, которая может все перенести спокойно, совершенно не пугаясь трудностей, не страшась их. А наоборот, чем больше трудностей, тем больше с нами Бог, ибо Он нам сказал: ударили тебя в правую щеку — подставь другую. Это только сильный может совершить, только тот, у кого есть вера, покаяние, у кого в сердце происходит изменение, духовная борьба, преодоление слабостей, через что подается человеку благодать Божия.

Мы ныне празднуем Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В середине V века эта риза со Святой Земли была перенесена в Константинополь. Была построена специальная церковь в Константинополе, где была положена риза, память чего мы празднуем.

Эта риза для Константинополем стала, действительно, покровом Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя, молясь Пресвятой Богородице, обносили эту ризу вокруг города и так защищали его. Мы так и поем в тропаре, прославляя Пресвятую Богородицу, Которая покрывает град Константинополь: «ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси».

А в кондаке мы говорим, что риза Пресвятой Богородицы, Которая дала нам Спасителя, родила Его, является силой, которая обновляет сердца человеческие: «Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков».

Потому что мы обращаемся к Пресвятой Богородице и получаем просимое. Потому что вера человека заключается в этом: чтобы с покаянием обратиться к Богу и получить просимое, как эти два слепца, получившие зрение.

И пусть Господь всем нам, дорогие братья и сестры, поможет обращаться к Нему с покаянием, с просьбой: Господи, помилуй нас, грешных. И Пресвятая Богородица покроет нас Своим Покровом, который дает нам это нетление, который обновляет естество наше и дарует нашему сердцу силу Божией благодати, преображающей жизнь человека.

И как мы нуждаемся в этом! Как часто нам кажется, то она разбита, наша жизнь, что она никем не защищена. Но это все ложь! Как раз мы защищены, и как раз наша жизнь не разбита. Но нет достаточного покаяния, нет достаточного взывания нашего сердца о помиловании, и поэтому кажется нам наша жизнь несчастной.

Но фактически как может быть несчастна жизнь человека, живущего с Богом, защищающим его, охраняющим, дарующим ему силу неизреченной веры? Пусть Господь благословит нас, как и слепцов, взывающих к Нему: Господи, помилуй нас, грешных!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *