Божественная литургия в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

В воскресенье 12 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнце, праздник св. мч. Иоанна Воина, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало с притчей Господа Иисуса Христа о немилосердном должнике: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 23-35). После чтения Евангелия о.Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Подобаше и тебе помиловати клеврета твоего, яко же и аз тя помилова», — говорит эти слова царь должнику своему из притчи о царе, который решил сосчитаться со своими должниками. И Господь, приводя эту притчу, говорит, что Царствие Небесное уподобится царю, к которому пришел должник 10 тысяч талантов, которые он не имел, и для того, чтобы отдать долг, он должен был быть продан со своей женой со своими детьми со всем, что он имел. И этот должник просит царя: помилуй меня! И царь милует его.

Но этот должник, уйдя от царя, встречает своего должника, который должен ему сто динариев, и не милует его. Садит его в тюрьму, пока не отдаст. И товарищи этого должника увидели, что случилось, и сообщили царю. И царь, обращаясь к нему, говорит: как ты так мог поступить, если я тебе простил все? Не надлежало ли и тебе простить твоего товарища? Простить его долг? За то, что он так поступил, и его царь вверг в темницу. И затем притча оканчивается тем, что Христос Господь говорит, что Отец Небесный так же поступит с каждым, кто не прощает своего ближнего.

Эта притча нам напоминает, дорогие братья и сестры, о том, как Господь нам прощает, когда мы попросим, и очень много прощает. И мы понимаем, что Господь прощает нам то, за что мы должны были бы быть наказаны. За многие наши грехи, проступки, несправедливости. Но Господь, слыша наши просьбы, нас милует. И мы, будучи прощены, во многом должны всегда прощать наших ближних, во всем, потому что это несравнимо мало.

И действительно, Господь нам прощает, должникам, и это — невероятная сумма проступков, — то, как Он нам прощает грехи наши. И мы должны спросить себя, почему так часто мы поступаем, как этот неблагодарный должник: будучи прощены во многих наших грехах и проступках, — мы судим нашего ближнего, не прощаем его? И поэтому Господь не дарует нам Свои милости, а пребываем мы в скорбях и печалях, как этот должник, которого царь вверг в темницу, потому что он не простил своего должника.

Эта притча, дорогие братья и сестры, очень насущная для нашей жизни. Эта притча нас зовет помнить о том, что проступки наших ближних никак не сравнимы с тем, как мы преступаем Закон Божий. Мы преступаем Закон Божий намного больше. Множество грехов Господь нам прощает, а с незначительными проступками ближнего или их недостатками мы не соглашаемся, судим их, не прощаем и вызываем гнев Божий.

Эта притча говорит каждому из нас: отнимет Бог благодать от нас, если мы не прощаем ближнему грехи. Потому что мы, как верующие православные христиане, прекрасно понимаем, что Он бесконечно много грехов нам прощает, ожидая нашего прощения наших ближних, которые, как этот клеврет большого должника, имел долг сто динариев, — совсем незначительный долг. Но этот должник не прощает своего должника. Напоминает Господь этой притчей нам наши проступки, как мы не прощаем долги должникам, и как мы должны вспомнить эту притчу и ужаснуться, какая милость Божья неизреченная, и какое черствое сердце наше.

Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении коринфянам говорит: а велико ли то, если мы посеяли в вас духовное и пожинаем телесное? И действительно, мы должны подумать, как мы часто, зная о милосердии Божием, о неизреченности его, поступаем как те, которые не знают этого!

Притча нас зовет к милосердию. Мы сегодня празднуем память святого мученика Иоанна Воина, который изображен на наших диаконских вратах, который нас зовет к этой милости. Это действительно был воин, который жил только милосердием, и неизреченным милосердием. Он был воином императорской армии, в середине 4 века, при императоре Юлиане Отступнике, который преследовал христиан, убивал их. А воин Иоанн этих посаженных в тюрьмы христиан выпускал, помогал им бежать и спасаться.

И настолько он был милостивый, что когда царь узнал о этих действиях своего воина, он вверг его в темницу. Его начали мучить. Но когда погиб Юлиан Отступник, Иоанн Воин вышел из тюрьмы и продолжил это неизреченное служение милосердия. Он был настолько милосерден, что искал всяких оставленных, обездоленных, пребывающих в трудностях и утешал их, помогал им, показывая, как христианин должен не только прощать своим ближним, но и уподобляться Самому Господу милосердием своим.

И пусть Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, помнить, что милосердие Божие к нам неизреченно велико. И мы также можем, помня это неизреченное милосердие Божие, стать милосердными, прощать ближнего, благословлять его. И Господь зовет нас любить врагов наших, и Он нам напоминает, что мы должны, будучи обидимыми, не только прощать, но и быть готовыми на все, на всякую трудность. Ударили тебя в правую щеку — подставь другую, — говорит Господь. Это прощение. Но мы можем прощать только тогда, когда мы помним свои грехи, которые есть у нас всех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *