Богослужение в праздник Происхождения честного древа Животворящего Креста Господня в Милане

13 августа вечером, в преддверии праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, настоятель прихода свят. Амвросия Медиоланского архим. Амвросий (Макар) совершил богослужение и после Великого славословия на утрени вынес Крест на средину храма для поклонения верных. 

14 августа, во вторник, в день праздника, в полночь была совершена служба, на которой после чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие»? — спрашивает апостол Павел коринфских христиан, уча их, что есть Крест Господень. Крест, на котором Иисус Христос распят, принося Себя в жертву за грехи человеческие. Апостол Павел прямо говорит: слово о Кресте Господнем для погибающих юродство, а для спасающихся — сила Божия.

И действительно, Крест Господень — это настолько великая тайна, тайна нашего спасения, что понять ее без веры, без покаяния, без изменения своей жизни невозможно. Ибо верующий человек ищет угодного Богу и старается все время найти истину.

А истина одна — Сам Господь, который любит человека и распинается за него. Поэтому для верующего человека эта истина о Кресте — величайший дар. Верующий человек, смотря на Крест Господень, благодарит распятого Христа Господа за эту жертву за свои же грехи. Верующий человек понимает, что он грешит и нуждается в распятии Христовом, нуждается в том, чтобы Господь помог ему.

И распятый Господь напоминает верующему человеку, что грех побежден. И поэтому верующий человек, благодаря Бога, обретает эту силу, силу Креста, чтобы преодолевать грех, чтобы совершенствоваться в любви, чтобы светить в этом мире истиной любви Божией к человеку, любви распятой на Кресте и дающей человеку силу и свободу от греха.

Но неверующий человек, далекий от этой истины, смотрит на Крест как на безумие, которое непонятно ему. Потому что он, пребывая во грехе, не считает это чем-то нужным и нуждающимся в исправлении. Поэтому он смотрит на Крест как на непонятное безумие для него. Для человека далекого от веры истина только одна — он сам со своей гордостью, со своими представлениями, со своим видением этого мира и всего, что в нем совершается.

Поэтому он смотрит на Крест как на что-то непонятное для него. И поэтому апостол Павел  говорит: для погибающих слово Божие — юродство. Человек, далекий от веры, от борьбы с грехом, естественно, не знает силы Креста и видит в нем непонятность и непотребность. А верующий человек наоборот видит в Кресте свою жизнь, видит, что Христос распятый — это сила, которая помогает ему  преодолевать грех, преодолевать ложь, гордость, преодолевать все страсти.

Потому что, взирая на Крест Господень, мы видим, что грех побежден, что Господь с тем человеком, который смотрит на распятого Христа и благодарит Бога за спасение, за этот путь, на котором он может в этом мире порадоваться, славить Бога, быть довольным глубоко в сердце, потому что он освобождается от греха, от плена греховного, который является величайшей скорбью человека.

Поэтому мы сегодня стоим перед Крестом и благодарим Бога за этот дар для нас.

Утром о. Амвросий совершил Божественную литургию и после евангельского чтения также произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его», — повествует евангелист Иоанн Богослов, рассказывая нам о том, как осудили Христа Господа иудеи, вопреки тому, что правитель Понтий Пилат не видел в Нем вины, а видел, что Его из зависти предали. Иисус Христос взял Крест Свой, пошел на Голгофу, Его распяли и Он умер на Кресте. И мы, чествуя Крест Господень, читаем это Евангелие для того, чтобы, стоя перед Крестом, со страданиями Христа Господа воскресить в своей памяти этот ужас суда над Христом Спасителем и Его распятия.

Но, с другой стороны, и слыша это Евангелие, и видя, взирая на распятие Христа Господа, мы понимаем, что Господь не только дарует нам спасение Своим распятием на Кресте, но также и учит нас крестоношению. Он нес Крест на Голгофу и распаялся. И нас зовет: если хочешь следовать за Мной — «Отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8: 34).

Это следование за Христом для верующего православного христианина — самое главное в жизни. Мы понимаем, как это сложно совершить. Но стоя перед Крестом Господним, мы понимаем, как это необходимо для нас. Потому что Христос нес Крест Свой и распаялся для нас, для нашего крестоношения, для того, чтобы мы так же, как Он смиренно и кротко брали свой крест и несли его. То есть, отвергали себя, свои желания, свою гордость, свое нетерпение, свое отчаяние, свои сомнения. Когда мы берем крест, мы становимся идущими вместе со Христом на Голгофу, отвергая в нашей жизни все то, что противостоит этому крестоношению.

И вот, мы по заповеди Христовой берем крест свой и следуем аз Ним, за нашим Спасителем. И ныне мы, стоя перед Крестом Господним, понимаем, как это важно для нас, стоять перед Крестом и помнить, что Господь пошел на Голгофу, неся Крест, чтобы нам тоже помочь нести свой крест, следуя за Ним. То есть, отвергнув свои страсти, мы должны смиренно и кротко все в нашей жизни переносить.

Это и есть крестоношение. Потому что какое может быть крестоношение, когда негодует наше сердце, возмущается, судит всех и восстает против всего, что ему не нравится? Это не крестношение. Крестоношение — это смиренное и кроткое перенесение всех трудностей, всех оскорблений, всех неприятностей, всех бед.

Мы ныне чествуем праздник Креста Господня, который был установлен еще в Константинополе, в древнее время, когда большую часть честного древа Креста Господня выносили в город, для того, чтобы утвердить людей в вере и помочь им противостоять всяким немощам и болезням. Церковь каждый год начинает пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, выносит Крест на средину храма, чтобы и мы также со своими слабостями, со своими трудностями, падениями приняли этот Крест и утешались. Чтобы мы утешались тем, что Крест нам помогает нести Сам Господь.

И крестом, который мы несем, Господь помогает исправить нашу жизнь, преодолеть то, что ее растлевает, разрушает. И мы прекрасно понимаем, как крестоношение нам помогает преодолеть трудности. А также понимаем: когда мы не берем крест свой и смиренно его не несем, как трудно для нашей жизни, иногда даже невыносимо. Потому что без крестоношения мы становимся действительно слабыми и немощными перед трудностями и испытаниями нашими, которые мы должны легко переносить вместе со Христом.

И пусть это чествование Креста Господня, это всматривание наше в Распятого, Истекающего Кровью Христа Господа поможет нам нести крест, поможет нам смиренно и кротко все переносить. Ибо когда мы смиренно и кротко все переносим, хотя часто бывает очень непросто, быть с распятым Господом на Голгофе, это крестоношение оканчивается для нас преодолением греха, воскресением.

Поэтому мы и поем, стоя перед Крестом, кланяясь ему: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И благодарим Господа, что мы можем смиренно и кротко все переносить в своей жизни, чувствуя, что Господь несет Свой Крест, на котором все наши грехи пригвождены, чтобы дать нам силу, дать нам возможность выйти из плена греха, преодолеть свои слабости и быть крепкими. Это — крестоношение, это есть прославление Креста Господня.

Как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, для верующих это — сила Божия и премудрость, Крест Господень. Когда мы несем крест в своей жизни, это сила. И какая это премудрость, и какая это неизреченная жизнь в Господе, когда мы смиренно и кротко несем свой крест и славим Бога!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *