Богослужение в праздник преп. Иоанна Рыльского на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

В четверг 1 ноября, в праздник преп. Иоанна Рыльского, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию и молебен перед иконой преподобного, приложенной к мощам в Рыльской пустыни. В евангельском чтении было прочитано зачало о беседе с учениками Иаковом и Иоанном во время путешествия Иисуса Христа в Иерусалим: «При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9: 49-56). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Не веста, коего духа еста вы», — говорит Христос Спаситель эти слова ученикам Своим Иакову и Иоанну, когда те, увидев, что не принимается проповедь самарянами, просят Господа, чтобы сошел огонь на них и сжег их, как это сделал когда-то Илия. Мы помним, как Илия погубил многих пророков, которые уводили еврейский народ в ложные верования. Но Христос Спаситель их останавливает и указывает на другую силу, которая меняет человека и ведет его ко спасению.

Господь прямо говорит: я не пришел в этот мир, чтобы погубить людей, но чтобы спасти их. И поэтому говорит Господь Своим учеником, вы не знаете, какого вы духа, чтобы погубить других, не следующих Богу, не слушающих Слово Божие.

Господь этим учит Своих учеников истинной силе, силе смирения и кротости, которая меняет сердца человека. Мы слышали, как в сегодняшнем апостольском чтении ап. Павел сказал фессалоникийцам, как много они работали для них, просили, умоляли, как отец своих детей, чтобы они поступали достойно Бога. И дальше подчеркивает, что ими призвано  слово Божьей не как слово человеческое, а как слово Божие, которое действует в них. И, подчеркивая это, апостол Павел указывает на эту силу любви, силу духовной жизни во Христе, которую человек может обрести и многих привести ко спасению.

Мы ныне празднуем память перенесения святых мощей из города Софии в город Тырново, новую столицу Болгарского царства, в середине ХIII века преп. Иоанна Рыльского, который для болгарского народа является небесным покровителем. Этот святой, который жил в конце IХ – первой половине Х века, сделал очень много для своих единоплеменников, которые только стали христианами, именно своей кроткой жизнью. Он с детства был очень благостным и верующим, жил только своей молитвой и радостью о Господе.

С детских лет он вел жизнь уединенную, сначала он жил на высокой горе, затем глубоко в пещере, потом переместился в Рыльскую пустынь и жил в дупле дерева. Он был настолько благостным, что когда к нему приходили люди, они уходили от него с большой радостью. И настолько он был для них желанным, что они жили его словом, наставлением, его примером.

Это был святой, который светил людям, и они следовали его примеру благости, смирения, кротости. Поэтому в тропаре мы прямо поем, прославляя его, говоря: «Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения». И действительно, он таким был, потому что с детства питал свое сердце словом Божиим и стал небесным человеком, который жил только любовью, надеждой, благословением Божиим. Поэтому болгарский народ его прославляет как своего небесного покровителя, потому что он остался образом утешения для каждого молящегося и просящего его поддержки.

И мы ныне также просим у большого подвижника помощи для наших сердец, чтобы они стали таковыми, к чему нас Господь зовет. Чтобы не были такими, как были Иаков и Иоанн, требующие своего, а чтобы были такими, какими их Господь делал, как он их наставляет: он не пришел для того, чтобы погубить людей, а для того, чтобы спасти их.

И апостолы вняли этому, они поняли: только смирение и кротость – это тот дух, которым они должны жить. И когда Господь сказал им, не весте, какого духа вы есте, они поняли, что не надо быть тем духом, который требует чего-то от кого-то, но надо быть духом, дарующим себя другому, помогающим, с любовью и с вниманием ищущим поделить себя с другим.

Этот дух любви – это дух, который приносит неизреченную радость в наши сердца, дух, которым жил преп. Иоанн Рыльский, которым он светил и светит тем, которые к нему обращаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *