Божественная литургия в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

В воскресенье 25 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию, обедницу и молебен на начало учебного года в Милане. После чтения Евангелия на литургии о. Амвросий произнес проповедь: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир».  Этими словами оканчивается сегодняшнее евангельское чтение Недели пред Воздвижением, призывая нас к тому, чтобы наша жизнь была в руках Божиих. Мы слышали, как Господь сказал о Себе, что Он сошел с небес именно для этого спасения наших душ. И прямо напоминает нам Христос Спаситель: так Бог Отец возлюбил человека, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную.

Именно через Крест Господь спасает нас. Мы слышали, как Господь говорит, как Моисей в пустыне воздвиг змея, чтобы смотрели на это знамение и не умирали от укуса змей. Так и Сын Человеческий будет вознесен, чтобы всякий, взирающий на Него, был спасен.

Христос Спаситель пришел в мир спасти нас. Он распялся на Кресте, чтобы помочь нам прийти к этому спасению, чтобы дать нашей жизни благодать Божию и вечную жизнь. Поэтому пред Воздвижением Креста Господня мы слышим это евангельское чтение, чтобы помнить, что Господь все делает для нашего спасения.

Поэтому в сегодняшнем апостольском чтении ап. Павел прямо говорит: не хочу хвалиться ничем, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят, и я для мира.

Крест Господень – это знамение для нас, чтобы напоминать нам, что Господь распялся для нашего спасения, чтобы помочь нам, земным, стать небесными. И ап. Павел, продолжая говорить галатским христианам о Кресте Господнем, объясняет тем, который спорили об обрезании. Он говорит: для Господа ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Крест Господень нам дан, чтобы мы становились новым творением. Потому что спасение наше зависит от того, кто мы, земные и далекие от Евангелия, или небесные, живущие Евангелием. И мы прекрасно понимаем, что такое новое творение. Это то, что является всегда усилиями преодолеть в себе старого человека и взрастить нового. Новое творение надо взращивать, а старый наш человек, распоясанный, не дает этого совершать, потому что хочет жить жизнью неправедной.

Праведная жизнь – это жить как угодно Богу. И Господь на Кресте нам показывает, как Ему угодно. Он на Кресте чтобы помочь нам быть новым творением, чтобы наша жизнь была всегда обращена к небу, к Богу, к вечности. Чтобы наша жизнь всегда искала только пребывания в Боге, только памяти о том, что мы живем временно на земле, для того, чтобы обрести вечную жизнь.

Новое творение, спасение наше, — что это? – Это жизнь нашего сердца в Боге, на небесах. Сердце, которое не печалится ничем, а радуется всему, благодарит Бога за все, за то, что можно быть новым творением, быть распятым для этого мира и быть спасенным от этого мира жизнью нашей, которая наполнена благодатью Божией, смирением, кротостью, терпением.

Также и после чтения Евангелия во время обедницы о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И послал Бог чудотворную икону Своей Пречистой Матери, слезящуюся о гресех наших», — поем мы слова тропаря икона Боянской Божьей Матери, стоим перед этим чудотворным образом и воспеваем это неизреченной обращение к нам Пречистой Девы Марии, Ее слезы. Они обращены к нам, к нашим сердцам, потому что слезятся они о грехах наших.

И мы, празднуя праздник этой иконы, благодарим Пречистую Деву Марию о Ее слезах, потому что напоминает Она нам Своими слезами о наших грехах, о том, как много надо приложить усилий, чтобы преодолеть в себе старого человека и взрастить нового, преодолеть в себе эгоиста и взрастить в себе человека любви.
Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, как Господь отвечает, какая заповедь большая: «возлюби Господа Твоего всем сердцем своим, всей душой, всем разумением своим», и другая подобная ей – «Возлюби ближнего как самого себя». Непросто преодолеть в себе человека, ради которого слезится Пречистая Дева Мария, ради того чтобы помочь ему и искать не того, что нам хотелось, а принимать то, что Господь нам посылает, что в руках Божиих пребывает. И мы понимаем, что любовь обнимает всех. Врагов наших мы должны любить, а эгоизм отвергает всех.

И слезится Пречистая Дева Мария, чтобы помочь нам обрести любовь к Богу всем сердцем и к ближнему как к себе самому. И ап. Павел прямо говорит коринфским христианам: Бог повелевший из тьмы свету возсиять озарил наши сердца, чтобы мы познали славу Божью и жили ею. Это сокровище мы носим в глиняных сосудах. То есть Господь дал нам неизреченную возможность преодолеть в себе эгоиста и стать любящим человеком.

И конечно, мы, имея любовь в нашем сердце, будем говорить как ап. Павел: мы носим ее, чтобы видеть, как Господь действует, когда нам трудно, как Господь не оставляет нас. Мы стеснены, но не оставлены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, мы гонимы, но не оставлены, мы пребываем в трудностях и чувствуем, как Господь помогает нам эти трудности преодолевать, потому что имеем эту благодать Божию, которая помогает нам, совершая все в нашей жизни как Богу угодно, переносить спокойно трудности.

И Пречистая Дева Мария свидетельтсвует об этом, чтобы нам помочь быть крепкими. Все в руках Божиих, но если мы имеем какие-то трудности, мы должны помнить, что они тоже в руках Божиих, и мы не оставлены Богом, «мы низвергаемы, но не гибнем», потому что в руках Божиих пребывая можно, действительно, много претерпев, сиять в этом мире благодатью Божией.

Об этом слезится Пречистая Дева Мария, чтобы помочь наши сердца благодатью, помня, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И мы стоим перед слезящейся иконой Божьей Матери и просим, чтобы она помогла своими слезами видеть, как наше сердце нуждается в благодати Божией, в смирении, в преодолении своей гордости.

Когда мы смиряемся, как Господь нас благословляет! И Пречистая Дева Мария плачет о том, что смирения мало в нашей жизни, а гордость не преодолена. Мы страждем, потому что не имеем этого благодатного наполнения наших душ. Но когда мы видим слезы Девы Марии, как хочется совершить то, что Она ждет от нас, — смирения и кротости, чтобы мы были именно таковыми, пребывая в трудностях, как апостол Павел нас учит, и не разбитыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *