Чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг на первой седмице Великого поста в Милане

2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) с прибывшим духовенством прочитал Великий покаянный канон четверга прп. Андрея Критского после обеда в Милане и вечером на Великом повечерии в храме св. пвмц. равноап. Феклы в Чинизелло-Бальзамо. После чтения Великого покаянного канона после обеда в Милане батюшка произнес проповедь: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Да не с фарисеем осудиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли», — просим мы этими словами Великого покаянного канона Христа Господа избавить нас осуждения ближнего, хвалы себя, своей гордости, своих страстей. И обретать смирение мытарево, который даже глаза вверх не может поднять, чувствуя свой грех, плача перед Богом и прося: «Боже, милостив буди мне, грешному», бия себя в грудь и прося, чтобы Господь был милостив к нему.

В этом смирение, — когда мы чувствуем, как мы грешны, когда мы стараемся услышать голос Божий, свою совесть, и совершить все так, как она нам говорит. Мы видим, как фарисейство глубоко в нашем сердце, как мы далеки от мытарева смирения. Мы видим, как хочется тщеславиться, гордиться, хочется указать другому, что и как ему в жизни надо совершать.

И естественно, это самая большая печаль, потому что мы отдаляемся от Бога. «Господь нам прямо сказал: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 3: 15), — и поэтому, видя это в своей душе, мы в течение Великого поста должны все усилия приложить, чтобы смирять себя, чтобы унижать себя, чтобы преодолевать в себе наше фарисейское желание видеть себя праведным.

А вот смиренный человек, как мытарь, который видит себя хуже других, действительно обретает благодать Божию. Смиренным Господь дает благодать. И в этом весь смысл Великого поста, чтобы мы в течение великого поста вели борьбу со своим тщеславием, преодолевали в себе то, что по образу фарисея также и нам хочется славиться, показывать, чувствовать, как это видят другие.

Фарисейство, действительно, губит нас, и мы должны благодарить Бога за то, что у нас есть Великий пост, в который мы можем увидеть себя гордыми, тщеславными, и осудить себя за это фарисейство. И все усилия приложить, чтобы уподобиться смиренному и кроткому мытарю, чтобы наша душа чувствовала, как она без Бога немощна, а как с Богом она полна благодати. Ведь смиренный мытарь, который чувствовал свой грех, ушел более оправданным, чем фарисей, который старался быть праведным, чувствовал себя праведным, но покаяния не было в нем.

Поэтому мы просим, чтобы Господь не осудил нас с фарисеем, а подал нам мытарево смирение, чтобы причислил нас к нему, к этому мытарю, чтобы мы в покаянии нашем желали смиренно и кротко все совершать, преодолевая в себе гордость, преодолевая желание показать себя, и обретая смиренное чувство, что мы ничтожны, грешны, и просим Бога милости.

И это самое большое в Великом посту, — когда мы становимся смиренным и кроткими, когда мы видим себя грешными, видим, как много нам надо преодолеть в себе наших страстей, наших слабостей.

Также и после пения Великого покаянного канона на Великом повечерии в Милане о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй», — эти слова кондака Великого покаянного канона должны взывать к нашему сердцу постоянно. Мы окончили чтение Великого покаянного канона свт. Андрея Критского и чувствуем, как непросто перебарывать в себе грех, страсти наши. Поэтому слова кондака должны звучать в нашем сердце, мы должны все время взывать к себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?».

И действительно, грех усыпляет нас. И мы, не перебарывая его, как во сне пребываем. А Господь зовет нас: восстани, что спиши? Чтобы наша жизнь становилась всегда жизнью, ищущей Господа, ищущей Его воли. Как трудно в нашей жизни, как грех преследует нас, как много испытаний, искушений вокруг, как они нас усыпляют!

Для этого и есть Великий пост, чтобы мы взывали к себе: «воспряни, да пощадит тя Христос». Должны мы своей душе эти слова произносить, чтобы мы все больше и больше искали Божьего и не оставались в грехе. Мы должны воспрянуть от греха, подняться, возвратиться к тому состоянию, в котором Господь нас создал.

Состоянию, когда мы очищаем нашу душу от греха и чувствуем, как Господь щадит нас, когда мы подымаемся. Но когда наша душа черствая, как трудно ее привести к покаянию! Поэтому мы должны взывать, чтобы она, наша душа, восставала, воспрянула, поднялась от греха, чтобы Господь наполнил ее благодатью.

Мы, совершая этот Великий пост, взывая к себе, своей душе восстать, воспрянуть, будем все больше каяться, сожалеть о наших слабостях, наших грехах, в покаянии преодолевать их и чувствовать, как милосердный Господь милует нас, помогает нам, когда мы восстаем от греха, когда мы стараемся все усилия приложить, чтобы не остаться черствыми, а чтобы плакать над своим грехом, чувствовать, как мы преступаем заповедь Божию, как мы гневим Бога.

Именно это меняет наше сердце, размягчает его и дарует ему воспрянуть, подняться от греха и жить Божьей жизнью. И пусть этот Великий пост зовет нас, как кондак Великого покаянного канона свт. Андрея Критского, взывать к нашей душе восстать, воспрянуть, чтобы Господь пощадил и благословил нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *