Базилика св. Евсторгия

Базилика св. Евсторгия была построена девятым епископом Милана свят. Евторгием Медиоланским (годы его правления — ок. 343 – 349 для достойного размещения привезенных им из Константинополя мощей волхвов.

Фасад базилики св. Евсторгия. Наиболее поздняя часть строения, реконструкция XIX века в неороманском стиле.

Поклонение волхвов, фреска 1450-1500 гг., неизвестный художник ломбардской школы.

По преданию, повозка с мощами остановилась у городской стены Милана, недалеко от Тичинских ворот, возле древнего христианского кладбища, упала и раскололась. Св. Евсторгий воспринял это как знак свыше, что именно в этом месте должна находиться святые мощи, а не в новом кафедральном соборе, как планировалось сначала. Он начал строительство храма, получившего первоначально название «Базилика Трех волхвов (Basilica Trium magorum)». Впоследствии базилика была переименована в честь св. Евсторгия, который хотел быть похороненным возле волхвов.

План базилики времен св. Евторгия (отчмечен красным цветом) и современный.

Место, на котором строился храм, издавна почиталась миланскими христианами. По преданию, именно здесь остановился апостол Варнава по прибытии в Милан и совершил первую литургию и крещения миланцев (в подвале дома №8 на piazza San Eustorgio сохранилась древняя купель, которую идентифицируют с «той самой» купелью апостола). С тех пор по древнему правилу все новопоставленные епископы и архиепископы города свое первое богослужение совершают не в Дуомо, а в базилике св. Евсторгия.

Базилика св. Евсторгия: вид сбоку.

В XII в. Фридрих Барбаросса разрушил базилику св. Евсторгия, а мощи волхвов велел переправить в Кельн, где они и сейчас находятся. Остался лишь саркофаг. В 1903 г. части мощей были возвращены и хранятся ныне в серебряном ларце в «приделе волхвов».

Придел волхвов. Справа древнеримский саркофаг, слева в нише под окном — ларец с частью возвращенных из Кельна мощей волхвов.

В память об украденных святынях колокольня базилики вместо навершего креста увенчана восьмиконечной звездой. На ней установлены первые в Италии башенные часы.

Колокольня Сан-Эусторджо.

В XI в. базилика была полностью перестроена в романском стиле. В XIII в. она была передана ордену доминиканцев. От романской церкви XI—XII веков в оригинальном виде сохранилась только апсида. Фрагменты фундамента раннехристианской церкви IV века были раскопаны в крипте.

Апсида древней базилики, сер. IV века.

В XIV—XV веках с правой стороны от главного нефа к церкви были пристроены многочисленные капеллы знатных итальянских семейств, некоторые из которых признаны шедеврами ренесcансного искусства.

Амброджо Бергоньоне, Мадонна с младенцем между апостолом Иаковом и епископом Генрихом.

Самая великолепная из них — Часовня Портинари сер. 15 века, построенная неизвестным автором в стиле Старой ризницы флорентийской базилики Сан-Лоренцо Брунеллески, один из лучших образцов Ломбардского Возрождения.

Часовня Портинари, 15 век.

Здесь хранится роскошный мраморный ковчег св. мч. Петра Вронского с его мощами 14 века. Стены часовни украшает живопись Винченцо Фоппы, который считается отцом Возрождения в ломбардской живописи.

Винченцо Фоппа, «Мученичество св. Петра Веронского», 15 век.