Новый миланский баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти

Многие туристы, посещающие знаменитый миланский Дуомо, с удивлением обнаруживают, что внутри собора есть вход в археологическую зону. Эта территория хранит изумительное сокровище — остатки древнего баптистерия, построенного в конце IV века свят. Амвросием Медиоланским.

Руины баптистерия Сан-Джованни-алле-Фонти в Милане.

Руины баптистерия Сан-Джованни-алле-Фонти в Милане.

 

Строго говоря, строительство баптистерия Сан-Джованни-алле-Фонти («Св. Иоанна у источников») при новом кафедральном соборе Милана — базилике Nova — первоначально было запланировано не св. Амвросием, а его предшественником арианским епископом Авксентием в 374 году.

Зачем Авксентию было строить новый баптистерий? Ведь в Милане уже существовал баптистерий Санто-Стефано-алле-Фонти («Св. Стефана у источников»), при первом кафедральном соборе, базилике Vetus.

Дело в том, что из двух кафедральных соборов Милана — базилики Vetus и базилики Nova — один принадлежал православным, а второй арианам. Базилика Vetus, включающая в свой комплекс баптистерий Санто-Стефано-алле-Фонти, была православной. Базилика Nova в то время была резиденцией ариан в Милане, и она не имела своего баптистерия. Очевидно, арианин Авксентий хотел построить арианский баптистерий в противовес православному. Однако он умер, так и не начав строительство.

В 374 году миланскую кафедру занимает православный епископ свят. Амвросий Медиоланский. Он берет возведение нового баптистерия для базилики Nova в свои руки. Строительство начинается в 378 и завершается в 397 году.

Св. Амвросий существенно изменил архитектурный план строения, превратив круглую конструкцию в восьмиугольную: принимающие крещение должны были стать причастниками «восьмого дня» — Божьего Царства. Ибо семь дней творения указывают на тайну закона, восьмой же день — на Воскресение Иисуса и, следовательно, на вечность.

Баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти: реконструкция.

Баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти: реконструкция.

Располагался баптистерий между двумя миланскими кафедральными соборами — базиликой Vetus и базиликой Nova. Рядом с ним были построены маленькая квадратная часовня и портик, которые должны были использоваться для экзорцизма перед крещением и для конфирмации после крещения. Крестильная купель имела неправильную восьмиугольную форму и имела две ступеньки для спуска к источнику и мраморное покрытие.

Слева на право: базилика Nova, баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти с часовней при нем, базилика Vetus, резиденция епископа.

Слева на право: базилика Nova, баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти с часовней при нем, базилика Vetus, резиденция епископа.

Образцом для Сан-Джованни-алле-Фонти послужил восьмиугольный мавзолей императора Максимиана вблизи миланской Порцианской базилики. Новый баптистерий был значительно просторнее старого, что позволяло ему вместить большее количество людей, желавших принять крещение.

Крещений в первой половине IV века было немного. Получение таинств введения в Церковь — крещения, миропомазания и причастия, часто означало посвящение себя религиозной карьере. Эти таинства совершались, в основном, над будущими священниками, девственницами (с последующим покрытием покрывалом) и посвященными вдовами. Миряне в то время обычно крестились на грани смерти. Количество крещений увеличилось во второй половине IV века.

Первоначально баптистерий Сан-Джованни-алле-Фонти использовался для крещения мужчин, в то время как баптистерий Санто-Стефано-алле-Фонти использовался для крещения женщин, но с течением времени это различие исчезло, поскольку крещение стало совершаться над младенцами. Крещение взрослых после трех лет обучения происходило путем коллективного погружения.

В баптистерии Сан-Джованни-алле-Фонти на Пасху 387 года был крещен Блаженный Августин, обращенный св. Амвросием в христианство, вместе с его сыном Адеодатом и несколькими друзьями.

Бассейн баптистерия Сан-Джованни-алле-Фонти.

Бассейн баптистерия Сан-Джованни-алле-Фонти.