Беседа об испытании любви и о воспитании

Что такое любовь? – Одна единственная сила. А все остальное – бессилие. Силу испытывай, не испытывай, — она есть. Кто испытывает силу? – Ложь. Потому что есть только одна сила – Сам Господь. И в человеке есть одна сила – Он.

Любовь – единственная сила, которая есть. Все остальные силы – не силы. Испытывает эту силу, любовь, ложь. То, что не есть сила. Несила испытывает силу: Бога распяла.

Это радость для смиренного и несчастье для гордого. Гордого все задевают. А попробуй задень смиренного – не получится. Несила силу не возьмет. Кому хочется чего-то, силе или бессилию? Наше я, эгоизм – сила или бессилие? Наши желания, наши похоти и страсти – это ужас, который силится что-то сделать, и все впустую.

Как важно нам помнить о том, что любовь непобедима никогда и никем. Потому что она – единственная сила, Господь в ней и все остальное, ложное, есть несила, которая испытывает любовь. А Господь помогает человеку возрасти в любви. И поэтому испытывается его любовь. Любовь не может не испытываться в этом грешном мире.

Как испытывается любовь? – просто. Испытывается любовь всем на свете, даже взглядом, поворотом, движением. Вот о чем нам надо говорить! О том, что нас задевает. Целое безбрежное море.

Почему мы осуждаем? Кто осуждает? – Немощь. Смирение – сила. Что смирение делает? – растет в своем смирении.

Вот как важно рассмотреть в корне, что есть в нашей жизни, что нас тревожит, будоражит. Наши недовольства, вспышки, приподнятые эмоции. Это – наше бессилие, немощь. И как мы даем этой немощи владеть нами, устранять в нас силу! Христа в нашем сердце. Ведь наше сердце должно быть всегда отдано Христу.

Вот как важно вспомнить о том, что Господь даровал нам все для того,  чтобы нам возрасти в любви. Когда любовь испытывается – это настоящая любовь. А падает человек не от любви. Он поддался своей немощи, поверил в немощь.

Вот как мы слабы. Смиренный человек через те же испытания укрепляется в любви, а гордый падает. Любовь не может не испытываться в этом грешном мире. Почему? – Во-первых, для того, чтобы расти. Во-вторых, чтобы светить во тьме эгоизма. Что есть любовь, жизнь с Богом? – свет. А без Бога – тьма.

Мы как верующие люди не должны думать о том, что в нашей жизни что-нибудь бывает случайным. Если мы верим во Всемогущего Бога, в ладони Которого все концы земли, если мы верим в Промысел Божий, когда Бог поддерживает добро и не дает злу развиваться, и даже злые человеческие поступки обращает к добрым последствиям, значит мы знаем, что Бог все видит. Он знает, что нас что-то задевает. Знает и допускает. Почему? – Хочет роста нашей любви. Хочет, чтобы мы возрастали в этой силе любви. Если нет испытаний для нас, мы растем в эгоизме.

Кто такой христианин? – Сплошное покаяние. Вот почему Господь нам дает испытания. Мы молимся в молитве «Отче наш»: не введи нас во искушение. Господи, помоги.

Помните, мы говорили о мобильном телефоне, звучащем в храме? Безбожник сразу осудит. А смиренный подумает: как это созвучно звучанию стихиры! Для мученика истязания – он их превращал в торжество любви. Он знает, что это свет.

Вот как важно понять, что же есть любовь. Самое трудное – это то, как эта тьма эгоизма извращает наше сердце и наш ум.

Любовь – это цель нашей жизни. И не просто цель, это сама жизнь. Она дана нам Богом, Самой Любовью. Если Бог создал этот мир по Своей любви, каким Он его сотворил? Любовь не может создать эгоистический мир. Любовь творит мир любви, и человек создан для этой любви. В каждом человеке есть это начало. Но есть и свободная воля.

Здесь вся проблема. Чтобы любить, надо желать, надо хотеть. Все зависит от нашей воли, куда она направлена, чего она ищет.

 

В этом контексте беседы о любви рассмотрим вопрос христианского воспитания детей. Воспитание – это утверждение воли в добре. Воспитанная воля ищет только блага, только соответствия с великим благом Божьим. Мы не должны думать, что подчинение воли Божьей совершается сверху, силой. Наоборот, силой ничего не насадишь. Воспитание – это действие любви. Внешне можно многого достичь силой, целые империи творились силой. Но мы говорим о воспитании воли. Вот это сила.

Безвольный человек что может? – Ничего, кроме слабости, греха и зла. А зло – это ничего. Доброго он не может ничего.

Воспитание не есть насилие. Насилует эгоист, а любовь состраждет. Любовь сильна тем, что надеется на Бога. Но любовь – это сила. Она не знает, что такое насиловать. Любовь только защищает. Эгоист насилует, а любовь жертвует себя, защищает.

Если мама любит ребенка, она никогда его не насилует, она его защищает всеми силами. Себя в жертву дает. Мама любящая наказывает ребенка с любовью. Она понимает, что если она это не сделает, им овладеет грех. А если сделает – защитит. Эгоистическое наказание наказывает за то, что провинился.

Безбожные родители сначала все позволяют, когда ребенку хочется и как хочется, а потом запрещают. А верующие родители сразу учат, что можно, что нельзя. А наказывают с любовью. Верующие родители наказанием защищают ребенка от овладения им грехом, т.к. они помнят прекрасно, что если они попустят что-то ребенку, им овладеет грех. Это недопустимо для любви, п.ч. любовь себя жертвует ребенку, наказывая его с любовью, чтобы он не поддался греху. Т.к. понимает, если она это не сделает, грех им овладеет, если сделает – сохранит любовью. Верующие родители все делают для того, чтобы ребенок был с Богом, был защищен от греха, овладения его сердцем злом. Принцип воспитания – помочь ребенку осознать, что есть грех, а что есть воля Божия.

Воспитание – это любовь. Почему мы воспитываем детей? – чтобы они были в благодати Божьей, а не в грехе. Мы хотим, чтобы в сердце наших детей Сам Господь был, а не страсти. А если ребенок соблазняется, любовь не может смотреть на это спокойно, все делает, чтобы защитить ребенка от этой участи, себя в жертву приносит самыми разными путями. Верующая мама не успокоится, пока не поможет ребенку преодолеть грех, пока он не будет с Богом и в Боге.

Например, как часто я слышу проблему, сын увлекается компьютерными играми. Если у верующих родителей он это делает – получит, они будут его исправлять. Если мама это упустила, она покается в том, что упустила. Нельзя не осознав греха, исправить его. Если ребенок играет в игры – в этом есть вина родителей. Разбаловали, позволили, пропустили. Это преступление против ребенка. Первое дело – не дать, чтобы он поддался греху. Чтобы он боролся, падал, бежал на исповедь, снова боролся. Пока сам это зло не отвергнет. Ребенок должен видеть, что маме больно, что она плачет, изнемогает от его греха. Она должна ему говорить, к чему его грех приведет, как он гневит Бога. Бога с тобой не будет во грехе.

Мы должны воспитывать совесть ребенка, тогда она будет только укрепляться. Он будет все больше ее слышать. Если человек остается гордым безбожником, он не знает другого воспитания, кроме насилия. Он заставляет ребенка делать все так, как он это понимает. В такой семье индивиды, там нет глубинной связи любви. Там только эгоисты договариваются как-то о чем-то.

Воспитывать – значит уберечь ребенка от зла, от греха. Если им начинает что-то нехорошее владеть, можно ли смотреть на это спокойно?

Вопрос слушателей: что делать, если ребенок засыпает вовремя только поигравшись с мобилкой, рассматривая фотографии, листая все что хочет и как хочет, удовлетворяя свои желания?

Ответ: Это же как наркотик. Потому что мы склоняемся к тому, что облегчает нашу жизнь,  забывая о том, что оно принесет нам проблемы. Почему мы склоняемся к легкой жизни? Это не по-Божьи. Воспитание – это труд. Это не склониться к легкому, а идти Божьим путем.

Все от нас зависит. Надо спешить воспитывать детей. Нас ждут большие испытания, если воля родителей к воспитанию не воспитывается. Воля – это та сила, которая от любви действует по отношению к детям правильно. Воспитанная воля будет бороться, а слабая воля сдастся. Но как можно сдаться, пребывая со всемогущим Богом? Мы должны всегда говорить: да, сегодня трудно. Но я буду прилагать усилия, и Господь поможет и благословит меня, а Господь благословляет только наши усилия, а не безделье.

Воспитание воли – это серьезный вопрос для родителей. Она у родителей должна быть воспитана, тогда они могут помочь воспитать волю ребенка. Если человек сам безволен, как он может воспитать в ребенке волю? Мы должны воспитать в себе волю к добру, к тому, что благо для нас, волю к отвержению греха, зла в нашей жизни. Это вопрос родителей. Если вы в своей жизни по слабоволию допускаете то, чего не должно быть, то как вы научите ребенка не допускать того же, что вы допускаете? Он прямо вам скажет: мама, посмотри на себя.

Мама и отец должны быть примером из примеров. У них слово не должно расходиться с делом. Они не могут говорить ребенку не раздражайся, если сами раздражаются. Верующие родители работают прежде всего над собой. Пока наша воля не станет работать и искать только воли Божьей, мы не сможем воспитать детей. Без воли это будет самообман. Когда воля не воспитана, она падает перед первой же трудностью и любовь крушится.

Любовь зиждется на принципе твердости исполнения воли Божьей. Когда человек работает над собой, ищет исполнить в своей жизни Заповеди Божьи, он любит Самого Господа. Здесь взаимно переплетаются воля и любовь, то есть любовь утверждается благодаря принципу постоянного понуждения себя совершать угодное Богу. Если вы себя не понуждаете, если ваша воля слаба, вы падаете, вас захватывают разнообразные течения в жизни, вы сдаетесь перед ними, перед своими мыслями, чувствами. В таких обстоятельствах любовь не может расти, она крушится. Тогда приходит другое начало – эгоизм. Слабовольный человек падает перед испытаниями, возрастает в эгоизме. Это одно и то же, быть безвольным и возрастать в эгоизме. Безвольным человеком владеет все, всякие страсти, всякие чувства, всякие мысли. А волевым человеком это все владеть никак не может. Он ищет воли Божьей, ищет блага, ищет правды. Он борется с каждой своей мыслью, чувством, желанием. которые неугодны Богу.

Сила воли – это самый большой труд в жизни человека, себя преодолеть. Это непросто. Это не приходит само. Сам входит в жизнь человека только дьявол и всякое зло, всякий грех.

Если вы хотите научить ребенка не увлекаться компьютерными играми, вы должны быть очень волевым человеком, который ничего не делает по своей слабости, не допускает слабостей. Даже не раздражается. А если раздражится – сразу к молитвами, становится перед иконами. Мама христианка если раздражилась, сразу идет к иконам, плачет, молится. И только потом, успокоившись, пришла к ребенку. Строгая, но любвеобильная. Требует того же, но с любовью, со слезами. Не давит, но плачет, жертвует собой, защищает ребенка. Ребенок это чувствует, вы его не проведете.

В секулярном мире воспитание как любовь, защищающая ребенка от греха, отсутствует как понятие. Есть только этикет, за которым ничего нет. Но этикет – не воспитание. Можно приучить ребенка к этикету, но не воспитать его сердце.

Но невозможно воспитать ребенка, не воспитав своей воли. Если своя воля ищет только того, что угодно Богу, действует Дух Святой в душе человека, Он воспитывает ребенка.

Таким образом, воспитывать ребенка верующим христианам и трудно, и легко. Легко, потому что Дух Святой действует, а трудно, потому что надо с собой бороться, не с ребенком. Если вы себя перебороли, воспитывающуюся волю вы направите. Да и не надо особенно, ребенок увидит все тонкости вашего поведения. Надо относиться к нему с вниманием, любовью, и не делать то, что хочется, а то, что надо, что совесть говорит. А совесть говорит: ребенку надо послужить так, чтобы он никак не склонялся к своим желаниям. Научить ребенка искать волю Божию. Поэтому воспитать волю надо прежде всего в родителях. Если воля родителей угождает Богу, работают две силы, и вы, ваш пример, и Дух Святой.

Сейчас в нашем мире все развращает. Поэтому важно для родителей помочь ребенку среди соблазнительного мира искать вечного. Иначе как вы его удержите от соблазнов? Это основополагающая тема воспитания. Помочь ребенку познавать вечное, Божье, искать его, жить им.

09.02.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *