6 февраля Православная Церковь отмечает память великой русской святой 18 века, блаженной Ксении Петербургской, которая своим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала благодатные дары. Блаженная Ксения многим помогала и помогает в деле спасения. В этот день на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная Литургия.
В евангельском чтении, посвященном блаженной, прозвучали заповеди блаженства: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лк. 6: 17-23). После чтения Евангелия архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Блаженны алчущие ныне, яко насытитесь», — говорит Господь Своим ученикам, всем, кто слушает Его Евангелие, напоминая о том, что человек, живя в мире сем, должен помнить о вечном житии, о вечной жизни, о вечных благах. Человек на земле, помнящий о вечности, всегда будет свою жизнь строить именно для вечных благ. Она будет вечной. Она не будет временной, проходящей. Она будет вечно продолжающейся. Поэтому, напоминает Господь Своим ученикам, блаженны алчущие ныне, яко насытитесь.
Земная жизнь человека — это время подготовки к вечной жизни, и то, чего человек ищет в этой жизни, будет сопровождать его в и вечности. Если он ищет любви в этой жизни, он в ней останется навсегда. Если он живет для вечности, помня о том, что самое главное в жизни человека – это быть с Богом, это исполнять Его закон, следовать Его Евангелию, Его заповедям, он воистину живет вечной жизнью и все временное наполняет вечностью.
Блаженны алчущие. Для человека, который живет на этой земле, эти слова говорят о том, что блажен человек, который спокойно переносит в этой жизни многое, потому что он уже в этой жизни насытится вечными благами. Если он терпеливо все переносит, он уже насыщается для вечности. Не проблемы и трудности довлеют над ним, а Сам Господь. Он ему напоминает: блаженны алучщии ныне, яко насытитесь.
Мы не должны в этой временной жизни отчаиваться и печалиться о том, что многое нам не удается, что мы действительно иногда алчем, что всякими недостатками наполняется наша жизнь. Но если мы будем спокойно переносить недостатки и трудности, мы насытимся вечной жизнью. И наоборот, если мы будем искать насыщение всей жизни, мы нашу душу ничем не насытим.
Богатство этого мира не приносит насыщение душе человеческой, и несмотря на то, что у человека все есть, он алчет. Насытить душу можно только вечным, душа ищет только вечного и только в нем насыщается тем, для чего она создана, — любовью, терпением, смирением, кротостью, этими великими добродетелями, которые воистину могут насытить человека. Алчущий в этой жизни христиан терпелив и спокоен, потому что знает, что в вечности он насытится, получит все необходимое для своей жизни, все, чего его душа ищет.
Такой была блаженная Ксения Петербургская, которая, испытывая трудности в своей жизни, не только не отчаивалась, а нашла вечный путь насыщения своей души. И все ее несчастья, все, что ее встречало в жизни, не отвлекло ее от вечности.
Она была нищей, пребывала в странствиях, всего лишала себя, чтобы алкать и насыщать свою душу вечными благами. Она знала, что тленные блага ее не насытят. Это было безумие для этого мира, но она обличила этот мир в его безумии, ибо все, что он нам предлагает, она отвергла. И она учит нас не искать насыщения нашей души и тела земными благами, потому что не насытим мы себя ими, а наоборот, еще больше будем алкать, и душа наша будет печалиться.
Ибо человек, ищущий только земных благ, забывает о вечности, о самом главном, о любви. Сердце его становится не смиренным, не терпеливым, не кротким, теряется все, потому что временные блага заглушают нашу душу.
Блаженная Ксения зовет нас к поиску вечных благ. Когда мы будем находить вечные блага любви и кротости, мы будем насыщаться тем, что Господь посылает нам в нашей жизни.
«Блаженни алчущии ныне, яко насытитесь». Господь напоминает нам о том, что мы не должны переживать о том, что алчет наша душа, наше сердце. Радуйтесь этому, ибо насытитесь. Господь взывает к нашему сердцу, чтобы мы не печалились временными трудностями и всякими скорбями. Мы должны алкать, ища небесных благ, и ими насыщать свою душу. В этом и смысл, и чудо христианской жизни, что человек и алчет, и насыщается. Одновременно и алчет в этом временном мире, и насыщается вечными благами.
Блаженная Ксения зовет нас не переживать о том, что нам трудно, а переживать о том, насколько наша душа с Богом, в Его заповедях, насколько она отдает себя Богу, как отдавала себя Богу сама блаженная Ксения. Ведь она полностью себя отдала Богу и все временные блага для нее были ничем. Поэтому она могла спокойно переносить трудности, холод, голод. Потому что душа была полна, насыщена вечными благами, любовь насыщала ее сердце.
Она зовет и нас сегодня к этому, не печалиться, что трудно, а благодарить Бога за все, и Он насытит наши души. Господь был и ее одеждой, и питанием, и теплом. Он ей все давал. Она нам напоминает сегодня об этом. Что душа наша алчет не для того, чтобы алкать, а для того чтобы насытиться. Если мы верим, что Господь с нами, воистину наша душа будет всегда насыщаться Божьей благодатью.
Пусть по молитвам блаженной Ксении наша душа всегда утешается между трудностями и испытаниями, подаст нам надежду и благость ее нищеты, ее скорбей, ее лишений, чтобы мы, видя ее, также не скорбели в наших трудностях, но радовались и благодарили Бога вместе с ней.