Православные святыни Милана

Христианство появилось в древнем Медиолане в апостольские времена. Местное предание утверждает, что новая вера была принесена в Медиолан апостолом Варнавой, путешествовавшим в Италию с Крита. У ученых этот факт вызывает сомнения, поскольку первым епископом Милана, о котором сохранились надежные исторические свидетельства, был Мирокл, правивший в 313 г. Однако церковное предание называет имена других епископов, его предшественников – свв. Анаталона, Гая, Кастрициана, Калимера и Мону. Археологические раскопки также подтверждают присутствие христиан в городе уже в I веке.

Мученики

В эпоху гонений римских императоров на христианство в Милане просияли многие мученики за веру. Так, уже в I веке, во времена гонений императора Нерона, в Милане пострадала целая семья – св. Виталий, его супруга св. Валерия и их сыновья-близнецы свв. Гервасий и Протасий. В ту же пору в Милане были замучены свв. Назарий и Кельсий – учитель и ученик, пришедшие в Милан из Галлии и навещавшие свв. Гервасия и Протасия в тюрьме.

Практически никаких сведений не осталось о жизни христианской общины Милана во II и III веках. Исключение составляет предание о мученической гибели от руки язычников епископа Милана св. Калимерия (III век).

Позднее, уже в начале IV века, древний Медиолан прославился подвигом святых воинов-мучеников – Виктора, Набора и Феликса. Они не были миланцами по происхождению, но прибыли из Мавритании для службы в императорском гарнизоне при Максимиане. Здесь же следует упомянуть прав. Савину, миланскую матрону, которая хранила мощи воинов-мучеников в своем доме.

В X — начале XI века в Милане от руки местных еретиков мученически погиб св. Аквилин, уроженец Вюрцбурга, пришедший в столицу Ломбардии для проповеди против лжеучений.

Кроме святых, пострадавших непосредственно в столице Ломбардии, в Милане хранятся мощи многих мучеников, привезенных сюда в разное время. Так, в конце IV века по просьбе свят. Симплициана в Медиолан прибыли мощи свв. мчч. Сисиния, Мартирия и Александра. Каппадокийцы по происхождению, эти святые были замучены язычниками за проповедь Евангелия в долине Анауния (совр. Валь-ди-Нон, провинция Тренто).

Вероятно, в VI веке в Милане появилась драгоценная святыня – честная глава спутницы ап. Павла св. равноап. Феклы. В это же время кафедральный собор города начал титуловаться ее именем. Теперь эта реликвия хранится в Дуомо, в специальном приделе св. Феклы. Предположительно в период после VII века в Милан были привезены мощи св. мц. Наталии Никомидийской, жены св. мч. Адриана, хранящиеся ныне в часовне базилики Сан Лоренцо Маджоре.

Святители

Кроме святых мучеников, Милан почитает память многих святых епископов. Наиболее знаменитым среди них является небесный покровитель города, самый любимый в Милане угодник Божий — свят. Амвросий Медиоланский.

Св. Амвросий прославился как выдающийся богослов, адаптировавший учение восточных отцов Церкви на Западе, борец с арианской ересью, языческими верованиями и другими лжеучениями, организатор и участник церковных соборов, строитель четырех миланских базилик, обретший мощи мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия и другие реликвии, создатель уникального богослужебного обряда, получившего название «амвросианский», гимнограф и поэт, организатор монашеской общины, духовник-чудотворец и милосердный пастырь, заботившийся о христианах в опасные времена нашествия варваров.

Св. Амвросий почитается как отец и учитель Церкви, равный по славе своим великим современникам на Востоке — свв. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Служение св. Амвросия, как мы увидим дальше, задало направление служению всех последующих епископов Милана, стало для них образцом.

Вместе со св. Амвросием в Милане почитаются члены его семьи – св. Марцеллина, старшая сестра, основательница женского монашества в Ломбардии, и св. Сатир, брат и помощник св. Амвросия в его епископском служении.

Милан прославился целым сонмом святых епископов. Среди них – те, которые проявили непреклонность в эпоху гонений на христиан (святители Мона, Калимерий, Мирокль). В последующие века особенно выделяются епископы, показавшие твердость, мужество и милосердие в периоды нашествия на Милан варварских народов, выкупая пленных, ведя переговоры с вождями завоевателей, призывая варваров к милосердию (святители Марол, Евсевий, Геронтий, Бенин, Феодор, Лаврентий, Магн, Иоанн Добрый, Ампелий).

Многие владыки Милана отличились твердым исповеданием Православия перед лицом еретических лжеучений, отстаиванием истинной веры на церковных соборах (святители Протасий, Дионисий, Венерий, Лазарь, Евсевий, Лаврентий, Даций, Иоанн Добрый, Мансуеций). Особенной заслугой служения некоторых святителей стало строительство и восстановление после разрушений и осквернения миланских храмов (святители Мирокль, Евсторгий, Симплициан, Марол, Мартиниан, Евсевий, Геронтий, Лаврентий, Евсторгий II).

В связи с заботами о богослужении следует особенно отметить свв. Симплициана и Евгения: первый после св. Амвросия продолжил упорядочивать амвросианский богослужебный обряд, второй, живший в VIII веке, отстаивал его неприкосновенность перед лицом римского папы, пожелавшего заменить его римским уставом.

Некоторые епископы прославились тем, что принесли в город мощи святых угодников Божьих (мчч. Виктора, Набора и Феликса, свв. волхвов, Анаунских мучеников, мч. Вавилы Антиохийского, мч. Романа) и другие реликвии (свв. Мона, Евсторгий, Симплициан и Марол).

Наконец, св. Авсаний прославился милосердными заботами о своей пастве во время эпидемии чумы, а св. Бон – во время опустошительного наводнения в Паданской равнине.

Все святых епископов Милана следует ублажать как местночтимых угодников Божьих.

Святыни

Объектом особенного почитания верующих Милана является главная городская реликвия – Святой Гвоздь из Креста Христова, привезенный со Святой Земли равноап. царицей Еленой. Святыня находится в миланском Дуомо.

Другой чтимой городской святыней являются частицы мощей свв. волхвов и саркофаг, в котором эти мощи были привезены в Милан из Константинополя, хранящиеся в базилике св. Евсторгия.

Кроме того, в базилике св. Назария со времен св. Амвросия Медиоланского хранится ковчег с частицами мощей пяти апостолов – Петра, Павла, Иоанна, Андрея и Фомы.

Наконец, в крипте миланского Дуомо хранятся чудотворные ризы – одежды свв. Гервасия и Протасия, от которых во времена св. Амвросия совершились многие чудеса и исцеления.

Почитание миланских святынь

Миланская церковь гордится своим богатым духовным наследием. Православный приход свят. Амвросия Медиоланского консультирует и помогает в организации паломничеств по святыням города.

Кроме того, духовенство и прихожане прихода регулярно совершают молебны с акафистами на мощах миланских святых: по вторникам – в базилике св. Виктора перед мощами мч. Виктора, по средам – в базилике св. Лаврентия перед мощами мц. Наталии, по четвергам – в Свято-Амвросиевской базилике перед мощами свв. Амвросия, Гервасия и Протасия, по пятницам – в Дуомо перед честной главой св. Феклы.

Ежегодно 8 сентября, в праздник мчч. Адриана и Наталии на мощах св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо совершается Божественная литургия.

Также в период между 14 сентября и предшествующей этому дню субботой совершается молебен с акафистом Страстям Христовым перед Святым Гвоздем, доступным в эти дни для поклонения.

7 октября, в день памяти св. пвмц. равноап. Феклы, совершается молебен с акафистом перед ее честной главой в Дуомо.

27 октября, в день праздника мучеников медиоланских свв. Назария, Гервасия, Протасия и Келсия, настоятель и прихожане Свято-Амвросиевского прихода совершают паломничества в базилики к их мощам и совершают перед ними молебны.

21 декабря, в престольный праздник нашего прихода, день памяти свят. Амвросия Медиоланского, совершается Божественная литургия в Свято-Амвросиевской базилике на мощах святителя.