Богослужение в Неделю 5-ю Великого Поста, преп. Марии Египетской

6 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преп. Марии Египетской, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и таинство соборования.

DSC_0143Воскресное Евангелие повествовало о предсказании Господом Иисусом Христом своей скорой смерти и воскресения: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10 32-45).DSC_0122

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Иже аще хочет кто из вас быти старый, да будет всем раб, — говорит Господь наш Иисус Христос Своим ученикам о том, чего желать, чего хотеть в своей жизни, что есть велико, а что есть низко, что есть Божье, а что человеческое. Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, как Господь, предрекая о Своих страданиях, рассказывает ученикам, что Ему придется много претерпеть, пострадать в Иерусалиме от первосвященников, от старцев и книжников, и быть убитым и воскреснуть в третий день. Они слышат, но не воспринимают это, по-человечески видя Христа Господа Всемогущим Богом, славят Его и хотят быть с Ним в Его славе.

И два ученика, апостолы Иаков и Иоанн, даже дерзнули попросить Христа Господа, чтобы они были ближе всего к Нему, по правую и левую стороны от Него, когда Он будет в славе своей. И Господь обращает их внимание на другое, на то, чего должен искать человек, обращает их внимание на сердце, которое должно быть отдано своему Отцу Небесному, а не искать славы, не искать силы в этом мире.

И Господь им говорит, что придется Ему много пострадать, и спрашивает их: можете ли и вы так пострадать, последовать Мне? Они говорят: да, мы можем. И Господь им отвечает: те страдания, которые Я буду переносить, чашу, которую буду пить, те унижения, которые Я буду терпеть, крещение, которым Я буду креститься, вы тоже примите, так же пострадаете. А сесть одесную или ошуию Меня, — говорит им Господь, — не Мне дано, а тому, кому уготовано. И затем Господь объясняет, что значит это, кому уготовано: тому, кто не ищет в этом мире славы и силы, которыми управляют владыки мира сего, держа все народы и управляя ими. Господь говорит: вы, Мои последователи, должны искать совершенно другого в своей жизни. Вы должны искать благодати Божией, которая является не только силой, которая дается Богом человеку, но является и любовью, которая насыщает сердце человека, которая делает сердце человека неземным, непреодолимым, непобедимым, которая дает человеку воистину быть среди всех трудностей тем, кто не от мира сего.

Господь прямо говорит своим ученикам: если вы хотите быть первыми, должны быть слугами всем, если кто хочет из вас быть более крепким, более сильным, должен стать рабом для всех. Это, конечно, звучит парадоксально для земного человека: как раб может быть сильным, первым, крепким? Да, в мире греха, в мире силы, земной славы и гордости это так. Но в мире Божьем все по-другому. Самый крепкий человек — это тот, кто пребывает со своим Творцом, с Отцом Небесным, и является не только более крепким, сильным, но и всегда непреодолимым.

И кто этот человек, который пребывает с Богом? Он действительно смиренный и кроткий, потому что следует за своим Учителем, Христом Господом, Который говорит: Я кроток и смирен сердцем. И если человек, веря в Бога, веря в своего Отца Небесного, будет всегда отдавать Ему свое сердце, отдавать всю свою жизнь Ему, он действительно станет самым крепким и непреодолимым.

И вот он, такой человек, любящий и жертвующий собой, может быть рабом для других, потому что он имеет крепость Божию, потому что Сам Господь живет в нем. Вот в чем состоит этот призыв Господа: да будет тот, кто хочет быть сильным и крепким, рабом для всех, т.е. служащим всем, разделяющим свою жизнь с другими, отдающим себя другим. Раб – это тот, кто служит, кто не имеет своей воли, а исполняет волю своего господина. И верующий человек — этот тот, кто исполняет волю своего господина, Самого Господа, и следует Его заповедям, и живет Им, своим Господом. Поэтому он может и должен быть рабом для других, потому что исполняет волю своего Господа и служит своему ближнему.

Это настоящая слава, слава Божия, настоящая сила. Сила человека, который перед всеми испытаниями и проблемами стоит спокойно, не боясь их, потому что Господь в его сердце, Он его не оставит, будет всегда ему помогать. Верующий человек знает, что никакое зло в этом мире не может его преодолеть, победить, наоборот, побеждает Всемогущий Бог, пребывающий в его сердце.

Для этого Господь пришел на эту землю. Он учит Своих учеников, которые перед Его страданиями не понимают, для чего Он пришел. Он говорит, что должен пострадать, быть оплеванным, отверженным, быть убитым и воскреснуть, но они не понимают это, а понимают только свое, земное, как Господь славен и как с Ним человек становится славным. Но Господь пришел для того, чтобы возродить человека, дать ему новое сердце, дать ему быть рабом для всех тех, кто исполняет волю Божию и с Богом все переноситЬ в своей жизни, все трудности и печали. Все скорби, всякое горе, переноситЬ с Господом, пострадавшим за него.

К этому нас зовет Господь, к этому зовет нас сегодня церковь в преддверии великих дней страстной недели, чтобы мы, видя Христа Господа, висящего на кресте, глубоко в своем сердце были благодарны Богу, что Он показывает своей смертью, к чему Он зовет человека. К преодолению греха, к преодолению всякого зла, к преодолению самой смерти. С ним с Господь, Который взошел на крест. Нет смерти, а есть только Он, любящий всех и служащий всем. Он же в сегодняшнем Евангелии нам говорит: Я не пришел, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить другим. Сам Господь об этом нам напоминает, говоря: да будет каждый из вас рабом для других.

Он говорит: Я таков, Я пришел, чтобы служить другим. Что это значит? — Это значит быть с человеком, которому трудно, который страждет, который ищет помощи, который печалится, который отчаивается, который скорбит, пребывает в горе. Он пришел для них и зовет нас к этому величию, к этой крепости, чтобы наше черствое сердце желало в этом быть первым, не в чем-то славном в этом мире, а в Божьем первым быть, чтобы послужить ближнему в любви, пребывать в Самом Господе, Который служит человеку.

Он же пришел на эту землю, чтобы быть со всяким страждущим и печалящимся. Он хотел показать пример, как это, быть рабом для других. Мы непременно будем делить себя с другими. К этому нас Церковь зовет словами Христа, чтобы мы вошли в страстные дни с желанием любить Бога, пребывать с ближним, делить себя с ним, ибо в этом смысл жизни человека, созданного Богом. Не для славы и силы в этом мире, чего-то временного, преходящего, а для вечного, которое всегда пребывает в нашем сердце. То есть, быть рабом для других, послужить, быть внимательным к печали каждого, быть внимательным к тому, что переживает мой ближний, чего ему не хватает, — моей любви, моего внимания, моей молитвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *