Богослужение в Неделю о расслабленном

11 мая, в Неделю о расслабленном, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Евангелие дня повествовало о чуде исцеления Христом Спасителем расслабленного: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5: 1-15).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Хочеши ли цел быти, — говорит Господь Иисус Христос расслабленному парализованному человеку, который тридцать восемь лет лежал больным. И принесли его к купели Овчей, в которой возмущает Ангел воду, и первый, кто опускается в эту воду, становится здоровым, какой болезнью бы он ни болел. Господь видел его сердце, которое искало исцеления тридцать восемь лет. Лишь один раз в году Ангел сходил в эту купель и возмущал воду, и расслабленный с большой надеждой прибывал к этой купели, но всегда перед ним кто-то первый опускался туда. Этот расслабленный, парализованный человек старался достичь исцеления, но у него не получалось это совершить. Господь видел это усердие и пришел к нему. Там лежало множество больных, хромых, слепых, сухих, которые действительно сильно болели. Но Христос обратился именно к этому человеку, болевшему тридцать восемь лет. Тридцать восемь лет он старался исцелиться от своего недуга, от расслабленности, парализованности.

Когда человек лежит парализованный, это действительно трудно переносить. Он, наверное, много плакал и рыдал, просил Бога, чтобы Господь пришел к нему. И Господь пришел и говорит ему: хочешь ли ты исцелиться и цел быть? И расслабленный отвечает, что он много прилагал усилий, чтобы получить это исцеление, но у него не получалось. И ему Господь прямо говорит: возьми одр твой и ходи. И он поднялся, исцелился, взял свою постель и пошел в свой дом, радуясь и благодаря Бога, даже не зная, Кто его исцелил. Но он прекрасно знал, что Тот, Кто его исцелил, простил ему грехи. Потому что когда Господь встретил его в храме на следующий день, он ему так и сказал: смотри, не греши, чтобы тебе чего худшего не было.

Этот расслабленный, лежавший в недуге тридцать восемь лет человек, нам напоминает, дорогие братья и сестры, об усилиях, которые мы должны совершать в нашей жизни, чтобы освободиться от недуга нашей души, как мы сегодня поем в кондаке этого праздника: Господи, расслабленный я лежу в своих грехах, Ты Своим предстательством исцели меня. Это очень важно для духовной жизни, дорогие братья и сестры, прилагать усилия, чтобы избавиться от всего того, что нас разбивает, расстраивает, избавиться от всего того, что приносит нестроения в нашу жизнь. Мы должны много прилагать усилий, чтобы преодолеть в себе грехи наши. Ведь этот расслабленный человек, прилагая усилия, снискал Божье благоволение. И Господь к нему пришел и прямо ему сказал: восстании, возьми одр твой и ходи. И исцелился он в ту же минуту.

Господь нам напоминает этим, что если мы будем прилагать усилия, Он всегда к нам придет, чтобы нам помочь, в чем бы мы ни имели нужду. Но также Он нам напоминает: не греши, чтобы худшего чего с тобой не было. Для нашей духовной жизни, дорогие братья и сестры, это действительно очень важно, помнить, что всякое наше усилие, всякое усердие Господь видит. Всякие старания Он видит, Он их благословляет, Он пребывает в нашем сердце, когда мы стараемся исправить свою жизнь, когда мы прилагаем усилия, чтобы преодолеть в себе нашего старого человека и взрастить нового. Что бы нас ни встретило в нашей жизни, какие бы трудности ни пришли к нам, мы должны помнить, что всякое усилие в преодолении этих трудностей Господь поддерживает, даже если мы не видим, что Господь с нами.

Ведь тридцать восемь лет старался этот расслабленный прийти к здоровью, и Господь видел эти все его усилия. Он видел, как он старается прибыть пораньше к купели, как он ждал возмущения воды, конечно, видел, как он старался попасть первый в купель, но из-за того, что был парлизованным, естественно, не мог этого сделать.

Мы должны помнить из этого примера, что как бы долго нам ни надо было стараться прилагать усилия, Господь это все видит и нас благословляет, как этого парализованного человека, и придет Он к нам, и спросит нас: хотим ли мы исцелиться, преодолеть ту или иную проблему в своей жизни, избавиться от каких-то нестроений или трудностей, которые приходят к нам. Ведь всегда, когда мы боремся, когда мы стараемся в каких-то трудностях найти выход, Господь нас поддерживает.

Но особенно Он нас поддерживает, когда мы каемся, стараемся очистить наше сердце. Потому что понимаем, что многие нестроения в нашей жизни приход к нам из-за наших грехов. И Господь сегодня нас зовет именно к этому, к старанию в нашей жизни, но прежде всего — к очищению нашего сердца, чтобы мы всякий раз, понимая, что мы согрешили, не оставались  во грехе, потому что именно грех не дает Господу прийти в наше сердце. С одной стороны, Господь видит наши старания, но с другой стороны Господь хочет видеть и наше покаяние.

И когда мы каемся, Господь воистину приходит в нашу душу, в нашу жизнь, Он ее меняет и помогает нам преодолеть всякую трудность, всякое горе, помогает, исцеляя нашу душу и даруя нам благодать Свою. Господь нас зовет именно к этому, чтобы мы и усилия прилагали, и старания, всякое усердие, Он это очень благословляет и поддерживает. Но Он хочет, чтобы эти усилия были с покаянием, Он хочет, чтобы не мешали нам наши грехи в преодолении тех или иных проблем, потому что человек с чистым сердцем, имея благодать в душе, естественно, многое преодолевает в своей жизни такого, что не может преодолеть человек, пребывающий во грехе, как это часто случается, как это случилось с этим парализованным человеком, который тридцать восемь лет прилагал усилия и видел, как он немощен. Он рассказал Христу Спасителю, как он трудился, и у него ничего не получалось. Когда он прилагал усилия, он видел, в чем же проблема. Проблема в грехах, и он, естественно, осознавал свой грех, он каялся, хотел очистить свое сердце, и потому Господь к нему пришел, хотя и на тридцать восьмой год. Пришел, потому что видел его покаяние, и сказал ему: смотри, не греши, чтобы чего худшего не было.

И нам Господь напоминает не только прилагать старания во многом в нашей жизни, чтобы ее упорядочить, чтобы сделать ее угодной Богу, стройной, красивой. Конечно, мы прилагаем часто много усилий для этого, но прилагаем ли мы усилия в нашем покаянии, в том, чтобы избавиться от многого нестроения в нашей жизни, в нашей душе? Как часто мы уподолбляемся этому парализованному человеку лишь стараниями, лишь усилиями, но не исправлением свое сердца!

И поэтому Господь не может прийти к нам. И как наше сердце после многих усилий видит свою слабость, как этот парализованный человек, когда мы каемся, какой наше сердце наполняется благодатью Божией! Потому что Господь приходит к нему, потому что Он любит сердце, которое кается и ищет Его. Не гордо совершает свои усилия, а смиренно и кротко, пред Господом все совершает, каясь и исправляя свою жизнь. Ибо грех – это самое большое наше нестроение, можно даже сказать, что это одно единственное наше нестроение, потому что если нестроение нашей души мы преодолеем, то преодолеем многие нестроения в нашей жизни, и наша жизнь станет красивой, стройной, богоудной. Потому что богоугодная жизнь не та, в которой мы прилагаем гордо усилия, чтобы ее упорядочить, а та жизнь, которая помогает нам менять свое сердце. И к нему приходит Господь, к тому сердцу, которое прилагает усилия в исправлении. Господь приходит к этому сердцу и спрашивает: хочешь исцелиться? И слышит сердце кающееся: восстани, возьми одр твой и ходи.

Слышит наше сердце кающееся, как Господь приходит в него и исцеляет его, как начинает наша душа жить, как мы начинаем все совершать в своей жизни по-другому, по-божьему, когда мы покаялись, когда мы исправили свое сердце.

Об этом Господь нам сегодня говорит, исцелив расслабленного, томившегося в недуге тридцать восемь лет. Он нам напоминает прилагать усилия в своей жизни, но прежде всего — в исправлении своего сердца, чтобы Господь мог прийти к нему, исцелить нашу расслабленную душу, которая грешит перед Богом. И сколько бы мы ни прилагали усилий для исправления нашей жизни, если наша душа расслаблена, эти усилия тщетны печальны, плачевны, потому что что бы мы ни делали, если грех владеет нашим сердцем, оно разбито, сердце наше нуждается в исцелении, оно нуждается в том, чтобы подняться и ходить.

Но грех не дает нашему сердцу совершить это покаяние, чтобы в него вошел Господь и сказал ему: хочешь ли исцелиться? Какие сладкие слова, какие желаемые слова Господа нашему сердцу: хочешь исцелиться? И после этого мы слышим в нашем покаянии, восстании, — возьми одр твой и ходи. Какой легкой становится наша душа, освободившись от греха, который расстраивает, разбивает ее, делает ее парализованной! Как мы уподобляемся этому исцелившемуся расслабленному, как Господь подымает нас и устраивает нашу жизнь, подает нам надежду, и как часто, когда мы во грехах, мы просим Господа о чем-то, забывая о том, что Он ждет нашего покаяния.

Сегодня Господь нам напоминает: Он придет в нашу душу исцелить ее, скажет ей: восстании и ходи, но только через глубокое покаяние, через смирение и кротость, сердце, которое осознает грех и хочет избавиться от него. Это единственное нестроение в нашей жизни, — расслабленность, парализованность души, которая если не кается, не может дать Господу войти в нее. Не может пустить в свое сердце человек Господа, если он не кается, он не услышит эти слова: хочешь быть цел?

Слушая слова, которые Господь сказал парализованному человеку, мы должны желать того же, помня, что через глубокое покаяние нашего сердца Господь входит в него, исцеляет его, дарует ему здравие, и наше сердце начинает жить и творить по-Божьему, угодное Ему, что приносит нашему сердцу радость и удовлетворение. К этому нас зовет Парализованный выздоровевший человек нас зовет к тому, чтобы мы также в покаянии взывали ко Господу, и чтобы Он пришел и нам сказал: хочешь ли исцелиться?

This slideshow requires JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *