У нас, верующих, в нашей жизни, к сожалению, много светского. То есть, мы довольно светские. Потому что наш ум, так же, как и у светского человека, быстро срабатывает, реагируя на обстоятельства нашей материальной жизни. Хочется материальные условия улучшать до бесконечности. Но если земное совершенствуется, а небесное нет – получается крен в одну сторону. У христианина прежде всего идет духовное. А за ним ползет материальное. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное все приложится». Нет достаточной работы над нашим духовным состоянием. Когда мы говорим об оправдании наших проступков, мы говорим об отсутствии работы над собой. Если мы хоть чуть-чуть работаем над собой, над своим исправлением, это есть путь покаяния. Он противоположен оправданию своих поступков. Если мы каемся, мы исправляемся.
Все зависит от содержания нашего сердца. Где сокровище наше, там и сердце наше. Если мы больше думаем о земной жизни, где наше сокровище? Оно не может ни с того ни с сего быть небесным. Небесное сокровище трудно приобретается, надо себя преодолеть, свой интерес к земному. Мы тогда сразу становимся на путь интереса к вечному. В этом суть борьбы и работы. «Нельзя любить Бога и мамону, ибо одного возлюбишь – другого возненавидишь». Если любим земное, оставляем небесное. Мы должны всегда помнить, что небесное обретается через преодоление в себе земного человека, материалиста, эгоиста. Если мы этого не делаем, все будет тщетным. Эгоист будет оживать даже после нашего покаяния и брать свое.
В современном мире молодежь все интересует. Как страшно, когда человека все интересует на земле. Значит, небесного у него нет. Какой это христианин, если его все интересует на земле, а небесного нет! Христианина все интересует на небе, а на земле – как получится. Какая разница, как я проживу на земле, в конце концов! Конечно, на земле будет идеальная жизнь, это будет свет Христов, если наше сокровище на небесах. Человека, прежде всего, интересует небесное, а земное приложится. Если вы будете искать Царство Божие и правду его – все будет, что надо. Не будет, конечно, так, как хочется тому, кто устраивается на земле – будет лучше. Вы не будете привязаны ни к чему на земле, и будете все иметь.
Царствие Божие надо искать, и прежде всего. Что такое для верующего человека земные блага? – приложение к вечным. Есть, нет – какая разница? Господь все равно дает это приложение. Но если есть к чему прилагать – есть Царствие Небесное в нашей душе. А если его нет — к чему прилагать, к чему его прилепить? Поэтому мы прилепляемся к самой земле. Опасно!
Какая страшная печаль – не искать Царствие Божие! Когда человек ищет Царствие Божие – он самый радостный и довольный на земле. А тот, кто не ищет – самый печальный. Он же не может, не ища Царствие Божие, не искать земное. Он же не истукан, чего-то ищет!
Оправдать свои проступки – значит перечеркнуть напрочь Царствие Божие. Если мы оправдываемся, мы не будем каяться. Это по природе невозможно. Если я оправдываю свои проступки, я не виноват. А если я не виноват, как я могу каяться?
Важно видеть, что в нашем сердце: мир сей, или Евангелие. Если есть Евангелие, то мир сей беспомощный что-нибудь сделать в нашем сердце. Он многое меняет в нашем сердце, когда мы оставляем поиск Царствия Небесного. Тогда мир сей царствует в нашем сердце. Поэтому мы оправдываем свои проступки. Эгоизм все рисует в анти-евангельских формах. Беда в том, что, зная это, мы продолжаем идти тем же эгоистическим путем и оправдывать свои проступки. Почему мы судим ближнего? – Потому что оправдываемся, а ближний, оказывается, во всем виноват. Мы же не можем судить ближнего, если он не виноват. Кто-то же должен быть виноват! Или я, или ближний. Но если я оправдываюсь, я не виноват. А ближний – сто процентов. Вот какая страшная картина!
Оправдывая свои проступки, мы возрастаем в эгоизме. Эти оправдания не невинные. Это ужасный грех. Совесть не спокойна, когда мы не признаем свою вину. Совесть – это то, что напомнит нам о нашей вине. Она же не напомнит о вине ближнего. А испорченное сердце будет только об этом говорить, о грехе ближнего. Кающееся же сердце будет видеть только свое. Вот какой контраст между оправданием своих проступков и покаянием! Оправдываясь, мы не только не избавляемся от греха, но он возрастает в нас. Этим страшно оправдание. Наше сердце прямо коснеет во грехе и все больше и больше погружается в него. Вопрос очень важный. Настолько важный, что без его решения в нашей духовной жизни ничего не получится, будет одно топтание на месте.
Мы не меняемся. Наша светская формация склоняет нас к утверждению себя в этом. Как нам хочется все оправдать! Если мы не будем бороться со своей светской формацией, наше сердце очерствеет. Смотрите, как легко становится оправдывать то или иное в своей жизни! Почему? – Потому что нет работы над собой. Работы той, которая изменит это отношение. Мы говорили о заповеди Божией искать Царство Божие и правду его. Когда мы оправдываем свои проступки, мы отнюдь не ищем Царство Небесное, а ищем царство земное. Кому интересно все в этой жизни, духовному человеку? Духовный человек стремится очищать свое сердце, и он прекрасно понимает, если он склонится к оправданию своих проступков, он не будет каяться. Духовному человеку в голову не придет желание увидеть что-то в своей жизни от кого-то или чего-то приходящее. Духовный человек контролирует свое сердце. Может быть разное в жизни, но духовный человек на все смотрит взглядом с неба. Почему он не может оправдать свои проступки, позиции? – Потому что он устремлен к другому миру. Кто оправдывает свои проступки? – Тот, кто утверждается в этом мире. Его все интересует. Но духовного человека этот мир не интересует, и он будет не оправдываться, а каяться. Он будет все время уходить от этого искушения. Как часто говорят: природа так говорит. Светский человек не может по своей природе не искать оправдания своим проступкам. Он от этого мира, и естественно, будет искать, как бы свою позицию поставить в выгодное положение. Здесь даже не идет речь о грехах. Речь здесь лишь идет о каких-то вещах, допустимых в нашей жизни, или о тех, которые должны быть. Это не простой вопрос: оправдался – не оправдался. Мы должны помнить, что если мы эгоистически смотрим на все в нашей жизни, будем искать оправдания. И если мы ищем любви Божией, будем пребывать в покаянии.
Проблема в том, где наше сердце, наше сокровище, чего мы ищем по существу. Если мы ищем земного, будет нам очень сложно в этом поиске не склониться к искушению. Все зависит от природы нашего сердца. Если мы живем земными ценностями, это путь утверждения эгоизма. Мы отвергаем духовное по существу и остаемся материальными. Когда говорит Господь: ищите прежде Царство Божие, а остальное приложится – мы должны заботиться о состоянии души, и уже потом о земных благах.
Мы не сможем выйти из этого тупика, оправдания. Духовному человеку не только не хочется оправдываться, ему хочется исправляться. Если же человек оправдывается, он хочет исправляться? – Нет. Как преодолеть грех самооправдания? – только активностью в духовной жизни. Мы не избавимся от самооправдания, если не будем искать противоположное этому греху. Земной наш человек не сможет выйти из тупика. Он по природе будет искать оправдания себя. Почему духовный человек себя не оправдывает? — Ему это не интересно. Какой смысл, если у него есть Царствие Небесное, он согласен на все, на всякое терпение, смирение. А если интерес земной, то интерес прямой для утверждения себя в этом мире. Если мы к этому стремимся, утверждается наша слабость. Все перевернуто в нашей жизни. Если мы не ищем вечного, духовного, мы останемся на этих позициях. Мы оправдываем проступки отнюдь не для вечной жизни. Нет вечной жизни, нет того, к чему бы мы стремились всем сердцем, всей душой. Мы себя оправдываем не по духовной силе, а по слабости. Этот дух оправдания держит нас в земной перспективе. Мы не выберемся из этого, пока не начнем искать небесного. В этом вся проблема.
Как наше сердце может быть чистым, если мы остаемся земными? Все зависит от нашей работы. Мы не оправдываем себя по какой-то слабости, наше оправдание зиждется на земных чаяниях. Мы будем в тупике, будем топтаться на месте, пока не изменим жизни своего сердца. Сколько бы мы ни прилагали усилий в духовной жизни, если мы будем заземленными, по слабости будем себя оправдывать, потому что наша природа земная, то есть несправедливая. Не может человек быть земным и справедливым. Справедлив только дух. Богу надо покланяться в духе и истине. Если же мы будем внешними, не работающими над собой, мы будем далеки от этого. В духе и истине покланяется Богу человек из совершенно другого мира. Духовный человек не может оправдывать себя, у него один интерес – вечная жизнь, а в земной он готов на все, всякие лишения. Господь сказал: «гонимы будете, Меня гнали – и вас будут гнать».
Пока мы не станем на поиск Царствия Божия, твердо, мы будем всегда немощными, с земными перспективами, и печальными, потому что кто такой человек? – Бессмертное свободно-личное существо. Как он может удовлетвориться материальным миром? – Никак. Поэтому столько слабости в нас. Нет небесного существа нашего сердца. Почему мы судим ближнего? – Нас интересует земное. Если бы нас интересовало небесное, мы судили бы ближнего? Какая мне разница, как Господь благословит прожить эту жизнь. Но для земного это не может быть без разницы. Почему мы оправдываемся и осуждаем ближнего? – Потому что нас интересует земная жизнь. Пока мы не станем людьми не от мира сего, мы не преодолеем в себе самооправдание. Оставаясь людьми от мира сего, мы будем всегда стремиться к тому, чтобы видеть себя более утвержденными в этом мире. Это тупик. Если мы будем искать земной перспективы, будем находиться в этом плачевном состоянии. И не может быть по-другому. Вера сама по себе противоположна земному чаянию. По простой причине: если мы верим в Бога, то верим в вечную жизнь, не в земную, не в земные блага.
Вот как трудно говорить о духовности в материализированном мире. Сложно быть духовным человеком. Духовный человек на небесах, ему все равно, как прожить на земле. Спросим себя: насколько мы в вечной жизни, насколько думаем о будущей жизни? Ведь от этого все зависит. Наша печаль от земной жизни, а не небесной. Если бы мы преодолели в себе земного человека, у нас никогда не было бы печали, даже среди самых трудных испытаний. Мы не справимся с желанием оправдать себя, если будем не от мира сего. Наше сердце будет думать о своих перспективах. Господь сказал: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если мы не будем каяться, будем печальны. Печаль входит в наше сердце, когда ломаются земные перспективы. А это говорит о том, что мы погружены в сферу земного бытия, а о вечном и речь не идет. Кто такой православный христианин? – Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. А мы размышляем о другом. И как можно не оправдать себя, если мы желаем земного? Выход один – желание неба. Что такое чаю? – ожидаю с нетерпением, когда же оно придет. Кто такой христианин? Когда кто-то ждет чего-то приятного, он уже начинает это переживать. Христианин так и думает: ах, когда эта вечная жизнь будет? А светский об этом даже и не думает.
Какое у нас христианство? Что нас больше всего беспокоит? Речь не идет о нашем быте, об обстоятельствах. Речь о нашем сердце, чего оно хочет, к чему стремится, чего ищет. Будущего века или нынешнего. Все больше давит на нас земная жизнь. С небесным человеком все можно сделать. Ему все интересно. А с земным – попробуйте, он скажет: нет, только так, и влево-вправо нельзя. Его не сдвинешь, потому что он имеет свой интерес. А духовный человек не имеет никакого своего интереса, и всегда согласует все с ближним. Он себя не оправдывает. Какая разница! А если есть у человека разница, так делать или иначе, оправдать себя хочется сразу. Поэтому мы далеки от небесного. Потому что хотим, чтобы было в земном так, как нам хочется, а не так, как бы предложил этот ближний.
Что такое смирение? Любого земного потерпит. Какая ему разница! У него нет интереса к земному. А вот земной земного никак не потерпит.
Вот как этот мир работает над нашим сознанием, заземлил его. Даже весь мир вы приобретете – вам все равно не будет хватать, и радости не будет.
Оправдывает себя земной человек. Ему надо, и надо, и надо. А небесный не будет себя оправдывать. Если тебе надо, и хочешь так, как ты это видишь – пожалуйста, какая мне разница, если и то и другое угодно Богу!
Если человек не от мира сего – чего ему искать на этой земле! Все останется здесь. Никаким образом не послужит нам в вечности. Но попробуй отказаться от этого мира!
На нас влияет общение с этим миром, он заражает. И мы не храним себя от этого искушения. И даже иногда православные христиане Царствия Божия не ищут! Сказано Господом: прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, а остальное вам приложится.
Грех самооправдания очень коварный. Мы честно трудимся, столько усилий прилагаем. За это Господь нас терпит. Но радости не будет никакой. Радость будет только от небесного. Если мы не ищем Царства Небесного, радость по существу, откуда она придет?
Мы должны оторвать свое сердце от чаяния этого мира. Надо не поддаваться этому миру, который кричит со всех сторон и соблазняет нас, тянет к себе. А мы должны посрамить диавола, все обратить в духовность. Это значит: мое сердце на небесах, мое сокровище там. Это не слова, это действие, это жизнь. С чего начать? – Господи, помоги! Господь с нами, когда мы стараемся. Когда мы отчаиваемся, расстраиваемся – мы раздваиваемся. Что такое радость? – Да управит Господь!
Хотите избавиться от самооправдания? – Подымитесь на небо! В земной перспективе нам ничего не светит, если мы христиане, ибо все тщетное здесь, на земле. А на небе все вечное, непреходящее. Как попасть на небо? – Нелегко. Но надо приложить усилия. С чего начать? С элементарных вещей. Не надо многого. Господь не хочет от нас многого, а хочет нашего сердца. Все зависит от того, чего оно ищет. В этом мире сложно держать покой сердца. С этого мы должны начинать. Если мы не найдем покой в сердце, мы ничего не сможем начать. Если непокой в нашем сердце, он все разрушит, что бы мы ни делали. Мы должны всегда все делать, чтобы наше сердце не было мятежным. Как это сделать? Это непросто. Мир накручивает, а нам надо раскручивать. Не надо поддаваться, чтобы накручивало, чтобы потом не раскручивать. Мы должны привыкать к тому, что мы не от мира сего. Это нам поможет начать утверждать свое сердце в стремлении к небу. Духовность – это труд. Это самый большой труд. Надо преодолеть себя.
Самый важный совет: не смотреть на все так, как смотрит этот мир. Не следовать его правилам и желаниям. Мы должны быть другими. У нас все должно быть другим. От начала до конца. У нас ничего общего с этим миром не может быть. Если мы будем стараться на все смотреть по-другому, мы будем возрастать в вере, надежде, будет возрастать наш покой в сердце. Будем становиться небесными. Если мы говорим, что мы не от мира сего, это не слова. Это существо дела. Этого надо достигать. Это наша работа. Должно быть стыдно, что этот мир что-то диктует нам. Посмотрите на светские средства массовой информации! Все ищут сенсаций. А духовный человек ищет только мира и покоя о Господе.
Если сердце мятежно, мы как верующие люди должны стоять на стороне истины и отвергать ложь. Должны быть очень сознательны в этом. Это работа над нашим сердцем. Оно должно полюбить небесное и отвергнуть земное. Иначе мы будем стараться все земное в своей жизни оправдать.
Работа, которую мы должны проводить в нашем сердце, это наша вера. Если мы не будем ее укреплять, мы будем дальше такими же. Вера должна все больше и больше охватывать наше сознание и вести нашу жизнь. Вера – это императив. Если вера не утверждает, не напоминает, не говорит о том, что есть истина, она очень слабенькая. Вера должна двигать нашу жизнь. Почему мы печальны? – Потому что вера не руководит нами. Она должна нами руководить, вести нас на небо, говорить: так, и не иначе. Посмотрите на нашу жизнь. Какова она? Насколько вера в ней говорит? – очень мало, очень слабо. Почему вера не руководит, не ведет все в нашей жизни? Конечно, мы исповедуемся, причащаемся, но это только начало активной духовной жизни. Активная духовная жизнь зависит от твердости веры. С этого надо начинать. Активная духовная жизнь – делать, что Богу угодно и не делать то, что Ему неугодно. Кончено, мы падаем в грех, нужно покаяние, у нас много трудностей, которые надо преодолевать. Уныние, приходящее от слабости веры.
Поэтому надо начинать с веры. Если мы верим в Бога, во Христа, будем делать все, что нам Господь говорит. У нас же все противоположно. Совесть говорит одно – мы делаем другое. Но в этом случае веры не будет. Вера будет тогда, когда совесть говорит – мы делаем. У нас ничего не получится, если мы не будем категоричны в своей духовной жизни. Как стать небесным человеком тому, кто не делает то, что говорит Закон Божий? В этом наша христианская идентичность. Что такое христианская идентичность? – Бог сказал делать – делаю. Бог сказал не делать — не делаю. Но во всем. Если совесть обличает, мы слушаем ее. Земной человек у нас ничем не преодолевается, только работой над собой. Понятно, что старый человек в этом мире будет усиливаться. А новый возрастает тогда, когда старый человек искореняется. Начинать надо с серьезности.
18.05.2014