Смирение – это единственный путь христианина. Другого просто нет. Если мы идем путем смирения, Бог действует в нас. А если мы оставили смирение – Бог не может действовать там, где человек думает, что он сам все делает. Заповедь Христова: «сделал доброе дело – скажи: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать», – это путь обретения смирения. Иначе наша гордость будет говорить: ты видишь, сколько ты сделал? Святому скажи: сколько всего ты сделал! Он ответит: я ничего не сделал, Бог дал, Он сделал! Потому что Господь сказал: «без Меня не можете творить ничего». Если мы что-то сделали, обрели без Христа, оно еще ничто, не ведет нас в вечную жизнь. Свет Христов все освещает, показывает: это тебе Бог помог сделать, а вот твое делишко: гордость. Как же важно видеть, как это гадко — подумать, что я сам что-то сделал. Это противостояние Богу, чистоте, — грязь.
Свет Христов – значит видеть, что я без Христа не делаю ничего. И это «ничего» без Бога, если продолжается, то затем, может становиться еще и противоположным Христу. Если человек делает доброе дело без Христа, он не может не гордиться. Если нам с вами трудно не подумать о том, что мы что-то сделали, как трудно неверующему! Самый яркий свет приходит к человеку тогда, когда он смотрит, что он делает и как он делает. И видит, что он не может ничего делать без Христа, а то, что делает без Бога, становится ничем.
В эгоистическом мире эта тема архиважная. Кажется, что я со Христом, а в действительности нет. Когда человек, живя в этом эгоистическом мире, совершает что-то без веры во Христа, он не может совершать это, не думая о себе, о том, кто он в этом совершении. Это невозможно по существу.
Что же происходит в жизни и сердце человека далекого от веры, и в жизни и сердце верующего, когда они делают доброе дело? Верующий человек, когда он делает доброе дело, он со Христом. Не он совершает, а Христос. А если человек без веры, он по природе не может думать, что Христос совершает. Думает: я совершаю. Отсюда происходит эта трудность. Почему Господь сказал: без Меня не можете творить ничего? Потому что если человек сам совершает доброе дело, он это приписывает себе, хотя мы как верующие люди понимаем, что это не так. Видя себя в этом деле, он видит, как он это совершает, и, конечно, не может остаться вне совершенного им дела и видит себя творящим. Вот где проблема.
Человек, творящий доброе дело сам, без Бога, не может уйти от гордости, потому что он слаб. Гордость считает, что это она делает. Но мы находимся в мире, в котором есть Творец и творение, в котором есть закон бытия. Закон бытия говорит, что творение без Творца не может творить. Творение может творить только с Творцом, потому что если оно выходит из этого закона, то есть считает себя Творцом — это ложь. Вот почему Господь сказал: без Меня не можете творить ничего. Это ложь, когда мы думаем, что мы творим сами. Смотрите, сколько мир сейчас всего творит – и все это ничтожно, потому что ни к чему не ведет, только к разложению общества. Есть достижения, но они не могут говорить о творении, потому что творение есть позитив, а если есть негатив и возрастает, то где этот позитив? И его не может быть без Творца, потому что без Него оно ничтожно. Это будет вавилонская башня. Это все противостоит самой природе творения и вызывает гнев Божий.
Гордость – самая большая ложь. Почему гордость – грех диавольский? Потому что он – сама ложь. Он сказал: я тоже творец, я как Ты! Но это ложь. Творение может быть с Творцом, совершенствоваться, возрастать, обоживаться. Обожение – это цель жизни христианина. В обожении творение полностью совершает волю Божию. Как ангелы, которые не имеют своей воли, их воля подчинена воле Божьей. Кто такой диавол? – Имеет только свою волю, и она совсем не подчинена воле Божьей, и более того, противостоит воле Божьей. Я такой же как Ты, Ты со Своей волей, а я со своей, — говорит диавол Богу.
Человек без Бога творит, но стоит всегда перед проблемой: а что же это значит. И всегда, когда творение само что-то творит, оно стоит перед проблемой гордости и пустоты, потому что если творение что-то творит, ему даже хуже от этого. Потому что возрастает в своей пустоте, и без Творца ничего не может делать, кроме греха. Когда человек в обществе творит без Бога, общество разлагается.
Человек, который творит без Бога, не может уйти от своей гордости. По существу если человек без Бога творит, он приходит к гордости. А гордость – это пустота. Если он что-то делает, он думает о себе, что он делает, а по существу это – ложь. Само творение без Творца не может практически творить. Поэтому гордость, сопровождающая это творение, все больше вводит человека в ложь, потому что он что-то творит все-таки, но практически оно является ничем. Он может многого достигать, но все эти достижения не могут быть существом дела. Они даже не имеют цели.
Какую цель имеет сегодняшний мир? – Сколько угодно, и все ложные. Все цели, который ставятся, человек видит, что они недостижимы, потому что человек хочет без Творца делать то, что он может делать только с Творцом. Жить вечной жизнью. Поэтому Господь сказал: без Меня не можете творить ничего. Человек не видит перспективы и впадает в грех. Грех гордости – это самый страшный грех, потому что он все переворачивает. А если все перевернуто, противостоит закону бытия, все движется к разрушению. Если общество при всех своих достижениях растлевается – какое его будущее? А все из-за гордости. Человек думает, что он сам может что-то делать. Но это по существу ложь. Господь нам напоминает, что без Него человек не может ничего делать.
Человек стоит перед этой проблемой: ставит себе цель, и видит, что она недостижима, видит свой конец. Римская империя, равноапостольный Константин увидели свой конец в язычестве и приняли христианство, потому что увидели в нем будущее. Современное общество еще не видит свой конец без Бога. К чему ведет гордость? Не к развитию и единению, а к разъединению, противостоянию друг другу. Такое общество терпит крушение. Гордость имеет одну цель: ад, как и всякий грех. Во аде гордость высочайшая. Самая большая. Диавол – это самая большая гордость, и все, кто с ним – там же. Человек возомнил, что он сам может, что он творит, что он Творец.
Почему человек гордый? Я могу, я знаю, я делаю. Человек, который творит сам, делает ничто, если не разрушает. Господь сказал христианам, Своим последователям, без Меня не можете творить ничего. Христианин, который стремится делать доброе дело без Христа, делает ничего.
Делать доброе дело со Христом – это смирение из смирений. Христианин по Заповеди Божьей все творит со Христом. Это значит то, что сказал Христос: сделал доброе дело – скажи: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать. Господь над всем, Он творит. Он сотворил, а я – раб непотребный. Единственная моя заслуга – сделал только то, что должен был сделать. Где вы видели человека без Бога, который о себе скажет: раб непотребный? Он скажет: так я сделал или не сделал? Значит потребный. А христианин: я – ничто. Сделал Бог, Он все творит, единственный. А я в Его руках.
Верующий человек знает, что все в руках Божьих. А если в руках Божьих – значит и я сам в руках Божьих, а без Него — ничто. И если я что-то делаю, будучи в руках Божьих, то не я делаю, а руки Божьи. Господь благословил, Господь послал, Господь дал, Господь благоволил. Христианину легко это сказать, потому что это правда.
Что такое смирение? – Правильно подумать о том, Кто творит. Сказать: Господи, как хорошо, что я в Твоих руках, и делаю то, что должен делать. Важно не выйти из реальности. Смирение – это полнота из полнот. Реальность. То, что есть. А гордость – это нереальность, то, чего нет. Смиренному не надо ничего доказывать, у него все есть.
Наш эгоист силится выжить и приписать себе хоть что-нибудь из дела Христова. А Господь ему говорит: без Меня не можете творить ничего. Человек без Бога живет только своей гордостью, а человек со Христом живет своим смирением. Все зависит от решительности. Эгоистический мир учит нас, что мы что-то значим, что от нас многое зависит, более того, мы должны указать, что и как. Особенно своим родным, детям. Но когда мы эгоистически им что-то указываем, они нам эгоистически отвечают.
Эгоистическая природа силится нас научить, что мы что-то значим. Нас научил этот мир: ты же знаешь, а ближний поступает неправильно. Смирение по своему существу – это то, что все приписывает Богу. Все отдает Богу. Что бы человек ни сделал, чего бы ни достиг, смирение никогда не подумает о себе. По природе смиренный человек не может подумать, что он что-то. Он помнит всегда, что он – ничто. Я творение, Бог творит, Он дал, а я только слушаюсь Его. Без Меня не можете творить ничего – значит: помните, что то, что вы совершаете, совершаю Я. И если вы об этом помните – значит, вы в истине, в смирении, а если забываете – творите ничто. Какова полнота смирения! Сам Творец во мне действует. А я себя Ему подчиняю. Да совершится, Господи, воля Твоя.
Гордость все доказывает, а смирение говорит: Господь совершает, а я что могу доказать? Смирение никогда не хочет выявить, показать. Оно если что-то покажет – это будет ложь. Смирение себя скрывает, чтобы не появилась ложь. Смиренный боится выйти из этой реальности. Даже если ему в голову приходит гордая мысль указать что-то ближнему – для него это страшно. Он сразу же кается: Господи, прости за мою гордость! А гордый скажет о себе: я самый смиренный человек. Во всем смиряюсь! Они меня не видят и не оценивают. И поэтому страждут.
Как же уйти от эгоистической жизни к жизни в Боге, чтобы наша эгоистическая формация была переформирована в послушание Богу? Как мысли о себе перевести к мыслям о Боге? Мы не должны что-то особенное делать, мы на это не способны и не можем по природе. Мы должны заставить себя помнить о том, что мы верующие люди. Что мы верим, что Господь Творец все создал, и человек со своим Творцом может участвовать в этом творении. Должен участвовать, потому что Сам Господь сказал взращивать рай. Человек должен развиваться, совершенствоваться. То, что человек делает на земле, он должен делать. Для этого он создан, это все должное, Богом данное. Но одно дело, когда человек все это совершает с Богом, а другое дело – когда совершает это сам.
Стоит вопрос: как мнящему о себе эгоисту стать рабом Божьим? Раб Божий – знаете, как это велико? Это самое большое единение с Богом. Раб, ни в лево, ни в право. Исполняю волю господина моего. А эгоист даже Бога поправляет. Говорит: Господи, что, не видно, что моя сестра во Христе безобразничает? И как Ты, Господи, это допускаешь? Вот где проблема эгоизма: когда эгоист силится оправдать свои действия Законом Божиим. Он же волю Божию исполняет, помогает спасать ближнего. Говорит: Господь меня послал тебя спасти.
Как стать рабом Божьим? – Запрещать себе желать что-нибудь о ближнем. Закрыть на него глаза. Не замечать. Смиренному скажут: посмотри на сестру во Христе, что она делает, как она не следует Закону Божьему! Он ответит: так у нее столько добрых дел. А гордый: что эти добрые дела? А смиренный говорит: то, что ты видишь, я никогда не видел. Потому что это все ложь, что видит гордость. В чем она хочет обличить ближнего. Истина только одна: Христос на Кресте. Другой истины нет. Он не указывает, что делать. Даже фарисеям и распинателям Христос говорит: Отче, прости их, они же не знают, что делают!
Это и сложно и просто. Сложно, когда мы забываем, что мы верующие люди. Если мы верим в Бога – да Господь управит.
Гордый силится понять, как ему дальше быть, а смиренному это в голову не придет. Он хочет исправиться, а как ему дальше быть – Господь знает. Ему только одно надо, не грешить, чтобы Господь управил. А гордый должен знать, как он должен себя вести. Смиренный себя исправляет, а гордый смотрит: как же он должен действовать, чтобы быть прекрасным. Смиренный знает, что он грешник, ему надо покаяться. У гордого же человека речь не идет о покаянии.
Смиренный человек не думает о своей перспективе. Она в руках Божьих. А гордый человек только этим и занимается. Смиренный человек имеет дело со своим грехом. Рабами Божьими мы можем стать только тогда, когда мы будем себе напоминать, что верим в Бога, в руках Которого все концы земли. Христианин верит в Бога Всемогущего. И только эта вера нам поможет справиться со своим эгоизмом. И другого пути нет, отвергнуть эгоизм – значит или стать верующим, или умереть. Эгоист не может отвергнуть сам себя. Сказать эгоисту, что надо ему отречься от своих желаний – он ответит: тогда мне надо умереть. Скажите безбожнику: отвергни свои страсти, он ответит: мне что, надо умереть?
Чтобы эгоист стал верующим, он должен всегда помнить о Боге. Тогда он прекрасно помнит о том, что Бог Всемогущ, а он как человек слаб. Отсюда начинается смирение. Если не идти этим путем, эгоист не может понять, в чем смысл его жизни. Без веры он этого не поймет. Только вера может в его жизнь внести другое содержание. А верующему эгоисту надо напоминать себе, что Бог Всемогущ, а человек очень слаб, и только с Богом человек свою слабость преодолевает, а без Бога его слабость увеличивается. Гордость – это увеличение слабости.
Человек думает, что все может, но это не так. Нам надо возрастать в этом внутреннем труде. Мы должны всегда приводить себе на память, что Бог Всемогущ и Всеблаг, а мы слабы и отнюдь не благи. И вот здесь действует покаяние. И только через покаяние человек приходит к смирению. Вера приводит к видению своей слабости, своей греховности. Человек кается, потому что это благоразумно, потому что когда человек увидит свою слабость, греховность, немощь, неспособность самому преодолеть свои слабости, увидит, что Бог Всеблаг и хочет помочь ему, то он благоразумно придет к покаянию.
Верующий помнит о Боге, который любит его и хочет ему помочь. И когда мы видим это, мы видим свою слабость и желаем, чтобы Он, Всеблагой Бог, помог нам исправиться. Покаяние – это исправление. Тогда верующий понуждает себя в покаянии, потому что он видит, что это – единственная истина для его жизни. Если он кается, исправляется, он видит, что он идет правильным путем, потому что само покаяние делает его другим. Сильным. Вера ему покажет, что он слаб, а покаяние приводит к силе. Каясь и исправляясь, человек получает поддержку Божью, благодать Божья его укрепляет. Только это помогает человеку преодолеть свою гордость и обрести смирение.
Смирение — это и есть само покаяние. И чем больше мы каемся, исправляемся, тем больше мы смиряемся перед Богом, который нам помогает преодолевать нашу слабость, укрепляться, духовно возрастать. Тогда мы находимся в реальности. Бог действует в нашей душе, и это приводит к видению этой реальности. А реальность состоит в том, что мы видим свою слабость, всемогущество Божие и укрепление наше в Самом Боге. Это и есть смирение. Смиренный человек знает, что сам он ничто, а с Богом – величайший. Почему смиренный человек никому ничего не хочет доказывать? – Потому что ему нечего доказывать. У него все есть, он живет тем, что Бог ему дает и доволен. Об этом свидетельствует смиренный человек, что Бог ему все дает и он доволен всем. А гордому все надо и он ничем не доволен. Когда человек исправляется, старается все совершать как Богу угодно, это смирение. Смиренный не нуждается в доказательстве. Бог — его доказательство. Он всем доволен и все совершает с Богом. Ему ничего особенного не надо. У него все есть. Он следует одному измерению: доброе угодно Богу, а недоброе – не угодно Ему.
25.05.2014