29 мая, в день Вознесения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная Литургия. Праздничное Евангелие повествовало о событии Вознесения:
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк. 36-53) После чтения Евангелия о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Еже о нас исполнил смотрение и еже на земли воссоединился небесным — поем мы ныне в этот величественный праздник Вознесения Господня и славим Возносящегося Христа, Который Своим Вознесением возвещает всему миру, что небо и земля соединены, что человек может жить в Боге, может возвратиться в рай, может обрести утерянное блаженство. Об этом сегодня возвещает нам Возносящийся Господь и благословляющий нас вместе со Своими учениками. Ибо мы вместе с ними на Елеонской горе, созерцая это величественное Вознесение Христа Господа на небо, вместе с учениками Христовыми кланяемся Господу, славим Его и благодарим за исполненное Им дело нашего спасения.
Действительно, Господь возносится на небо, потому что человек уже на небе, потому что верующие в Него – это люди не от мира сего, они принадлежат Его Царству и поэтому Он, возносясь на небо, благословляет весь мир Своим божественным благословением и зовет всех на небеса. Для этого Он возносится, чтобы нам напомнить, что мы должны быть на небесах с Ним, что мы должны все делать в нашей жизни, чтобы быть постоянно в вечности. Чтобы постоянно обретать вечные блага, чтобы постоянно думать о том, что не проходит, что пребывает, что имеет истинную ценность в сравнении с тем, что не имеет никакой ценности здесь, на земле, с преходящим, с тленным, исчезающим, со всем тем, что обманывает нас.
Господь сегодня хочет нам в наши души внести это небо, которое даст нам вечную радость, которая напомнит нам, что Господь Христос Спас наш, пострадав на Голгофском Кресте, разрушил ад, разрушил все то, что отделяло человека от Бога, и верующие в Него, своего Спасителя, живут уже с Богом. Возносящийся Господь об этом нам напоминает, что нет никакого средостения между человеком и Богом, оно разрушено. Есть только грех, который мы совершаем, от которого Христос, пострадавший за нас и воскресший в третий день, нас освобождает в нашем покаянии. Потому что Он нам сегодня возвещает, что будет проповедано во имя Его Евангелие, которое будет звать человека к покаянию и давать ему прощение грехов. Об этом Вознесшийся Господь нам сегодня напоминает, что Он исполнил это смотрение, это дело нашего спасения, соединив небо с землей, возносится на небо, чтобы нам помочь также возноситься от земного к небесному, от тленного к нетленному, от временного к вечному.
В этом смысл сегодняшнего праздника и торжества наших душ, в том, что мы имеем этот дар Божий, это величайшее благо, которое Господь даровал нам — каяться в своих грехах, и быть прощенными, и соединяться с нашим Господом на небесах. Об этом нам возвещает сегодня это торжество Вознесшегося Господа, о том, что нам в наших грехах надо каяться, слышать этот Евангельский призыв к покаянию, к обращению к Господу, слышать то, что в нашем покаянии Господь снимает грех с наших душ и дарует нам новое бытие. Всякий раз обновляя нас, всякий раз, когда мы каемся в таинстве исповеди, мы возобновляем наши души, наше естество становится снова и снова новым творением, которое возносится от земли к небу.
Об этом нам Господь сегодня напоминает, возносясь на небо, чтобы вознесение наших душ всегда совершалось, чтобы грех, который привязывает нас к земле, к тому, что противно, противостоит Богу, чтобы мы через Христову жертву, через веру нашего Христа Спасителя отвязывались, разрешались от грехов. В этом смысл и содержание исповеди, дорогие братья и сестры, когда мы исповедуем грех , каемся глубоко в своем сердце и через молитву священника Господь разрешает нас от грехов, отвязывает от всего того, что привязало нас к себе, от всех прелестей этого мира, от всего того, что грех хочет внести в наши души. Господь сегодня нас отвязывает и берет нас с Собой на небо.
Ибо Вознесение Самого Христа Спасителя нашего – это и наше вознесение с Ним. Вознесение должно нам напомнить всякий раз наши души в покаянии возносить к небу, чтобы мы после покаяния в грехах чувствовали легкость наших душ, чувствовали, как наши души и сердца стремятся к Господу, как они к Нему прилепляются и как хотят они вместе с Ним на небесах пребывать, чтобы противостоять греху.
Об этому нам Господь сегодня напоминает: есть небо и для нас, и как легко христианину, когда он помнит эту сладость, эту легкость души в пребывании с Богом, вознесшимся на небо. Как наша душа, освободившись от греха, воистину возносится к небесам, как она становится Божьей, как душа, разрешившись от грехов, хочет жить в Боге. Об этом нам Господь сегодня напоминает, возносясь на небо, чтобы мы желали этой жизни с Господом, что поможет нам легко преодолеть грех, который тянет к себе тех, кто забывает о сладости и легкости неба, о жизни в Господе, о Его любви, о том, как благодать наполняет души человеческие.
Об этом мы должны помнить сегодня и благодарить Вознесшегося Господа, Который дарует нашим душам это желание быть с Ним, на небе, искать вечную жизнь, преодолевать то, что тянет нас к земле, отвергать то, что отделяет нас от Бога, что противится Ему, противостоит. Христианин, который чувствует эту благодать внутри своего сердца, все больше ополчается против греха, страстей греховных, того, что вносит в душу тяжесть, отчаяние и печаль. Он помнит, что есть это вознесение на небо нашей души, есть жизнь с Господом, вознесшимся на небо, но только тогда, когда мы боремся, прилагаем все усилия, чтобы отвязаться от прелести этого мира, искушений, соблазнов, которые вокруг нас, ополчились на нас, чтобы не дать нам торжествовать в Вознесшемся Господе и наслаждаться этой блаженной жизнью с Господом, творя Его волю.
Господь, Вознесшийся на небо, зовет нас к тому, чтобы быть верными Богу во всем. Если мы исполняем волю Божию, мы возносимся на небо и пребываем там, в Царствии Небесном. Он нас благословляет, Он нас берет с собой, Он нам помогает быть небесными на земле, быть среди всех соблазнов, всех искушений, всей гордости и страстей земных небесными, непричастными к тому, что отделяет нас от Бога, от неба. И пусть это торжество Вознесения глубоко будет в нашем сердце, возносящем нас над всеми искушениями. В этом смысл Вознесения — возноситься над всем тем, что отрывает нас от Бога, отвергая грех и прилепляясь к Господу, Творцу нашему, нашему Спасителю, нашему Освятителю. Вознесение Господне – это обещание Господом Христом Спасителем ученикам и всем нам Духа Святого, Которого мы также ждем, который сходит в наши души, для того, чтобы закрепить в них небо, чтобы возносить нас на небо, к нашему Христу Спасителю, Который, исполнив все дело нашего спасения, соединив небо с землей, возносит нас с Собой на небо.