Беседа о вере и благочестии

Вера – это видение нашего сердца. Но какова вера, если я говорю, что верю, а сердце остается во лжи? Вера означает очищение сердца. Господь сказал: все возможно верующему. Не только горы переставлять, но все. Переставить лукавое на доброе в сердце – это самое великое. Самое великое – это исправить сердце человека. Например, изменить сердце своих детей. Разве это проблема для верующего человека? Если я изменю свое сердце, Господь поможет повлиять на сердце другого человека и Духом Святым его изменить. Он пришел в сей мир, чтобы жить в наших сердцах и менять сердца людей. Это вопрос очень серьезный. Но надо свое сердце отдать Христу. Как? Мы об этом говорили на проповеди. О том, что есть неверие и развращенность. В Евангелии Господь сказал: почему ученики Христовы не могли изгнать беса? Из-за неверия. «О, роде неверный и развращенный», — это Он сказал и ученикам Своим, и отцу отрока, и народу… И далее: «доколе Я буду с вам, до каких пор буду терпеть вас?» Неверие не дает быть Богу с нами, а развращенность вызывает гнев Божий. Он долготерпелив, но Его терпение должно быть продуктивным. Это вопрос по существу.

В прошлое воскресенье мы говорили о неверии апостола Петра. А мы? Если маленькая вера в горчичное зерно меняет все…. Так что такое неверие? Ученики спрашивают: почему мы не смогли изгнать беса? «По неверию Вашему», – отвечает Христос. Кто из вас может сказать, что у него нет сомнений? Теперь понятно, что неверие – это всякое сомнение. Кто такой верующий? Это самый спокойный человек, так как он почивает в Боге. Но здесь нужна работа… А неверующий всего боится. Понимаете, что такое вера? Ни влево, ни вправо. Евангелие говорит: так, и не иначе.

Вера говорит: расслабление вне Бога – это погибель. Вера – это настолько хрупкое явление в нашей жизни, что с ней все на свете воюет. Сколько мыслей лезет в голову? Понимаете, почему Христос сказал о неверии? Если есть в голове хоть какие-то сомнения – они разрушают веру. Вера — она без сомнений! Господь сказал, что неверие изгоняется молитвой, а развращение – постом. Господь сказал: «о, роде неверный», — это значит, что наша голова полна всяких грехов, то есть, всякого мусора и гнили. Это значит, что вера – это свобода от всякого мусора, что лезет в голову!

Как же очистить голову от него? — Очень просто. Мы голову не очистим от мусора до тех пор, пока наше сердце не будет различать истину и ложь. Когда мы говорим о вере, мы говорим об истине. Мы много говорили о том, что человек, который не смотрит в свое сердце, не различает и добро от зла. Все зависит от нашего внимания, от нас самих. Мы должны всматриваться в наше сердце, отделять добро от зла – овец от козлищ. Вы должны духовнику все рассказывать, что там внутри, в сердце, и разоблачать все недоброе в нем.

Духовная жизнь – это решение всех проблем. А если они не решаются – значит, у нас нет никакой духовной жизни. Если у вас проблемы — вне духовных бесед с духовником не решайте их. Не пытайтесь сами что-то изобретать. Ведь дьявол только этого и ждет. Без духовника невозможно вести духовную жизнь. Категорически нельзя. Нужно сначала обрести опыт. Т.к. у нас есть опыт только отрицательный, (поддаться греху), этот опыт не даст вам бороться с грехом. А положительный опыт обретается только постоянным трудом. Нужно трудиться, взращивать его, и со временем мы поймем, чего нам не хватает.

Положительный опыт борьбы с ложью, которая лезет в голову, обретается только постоянной и настойчивой работой. Отрицательный опыт – это настолько громадное явление в нашей душе, что он просто так не отступит. Мы говорим о мусоре в нашей голове, о лжи, грязи в сердце, — какого только недоброго желания там нет! Есть много неугодных Богу желаний. Хочется всего. Кто такой неверующий человек? – Всего хочется. А кто такой верующий? – Ничего не хочется неугодного Богу, чего обычно хочется неверующему человеку. Верующему человеку что ни покажи ненужное ему – он этого не хочет, ибо у него все есть, и ничего его не искушает. У гордого в пустом сердце ничего нет, а у верующего — Сам Господь в сердце. Чего же ему еще надо?

Что такое развращенность? – Сердце полно всего, чего угодно. Если мы рассматривали истину и ложь в нашей голове и отделяли их, то здесь – то же самое. В сердце мы тоже должны сделать разделение. Что такое сердце? – Оно бывает чистое и нечистое. Там истина и ложь, а здесь – чистое и нечистое желание в сердце. Есть желания прекрасные, чистые, а есть и нечистые. Вот где должна вестись работа, и серьезная! Самому с этим не справиться, по двум причинам. Во-первых, трудно разобраться, во-вторых – попробуй отказаться от того, чего хочется! Поэтому мы и поем: От юности моея мнози борют мя страсти. Если в связи с сердцем мы говорили об истине и о лжи, то здесь есть то, что разрушает, и есть то, что создает, строит. Все зависит от нашего сердца, и ум в том числе. У развращенного человека ум может говорить: вот истина, а человек будет жить грязью. Как философы говорят. А в богословии это невозможно. В философии можно говорить и ничего не делать в сердце, а в богословии нельзя говорить, если ты не делаешь в сердце.

Нельзя терпеть сердце развращенное. Чистое сердце отдает себя, а нечистое хочет всего. Хочет, чтобы весь мир плясал вокруг него. Чистые и нечистые желания надо рассоединять. Если вы хотите, чтобы ваше сердце очищалось, вы скажете духовнику, что оно говорит, что оно требует, чего ему хочется, и найдете возможность разоблачить нечистое, которое диавол подсовывает как чистое. Это самое трудное. Чистые желания – это ничего не желать для себя, эгоистически, а служить и жить для другого. Все отдавать другому. Любовь – это отдача себя другому. Можно, конечно, и эгоистически отдавать себя другому – корыстолюбиво, но любовь бескорыстна, никогда не ждет отдачи. Ей ничего не надо, она есть то, что есть. Она источник.

Любовь – это дар Божий. Пока мы не обретем ее в сердце, она там не появится. Пока мы ни разоблачим в сердце чистое и нечистое, не будет результата. Тогда в сердце появится желание чистого как единственного, что насыщает, и нечистого как того, что гадкое и только мучит. Это центр всего – увидеть положительное желание как жизнь и насыщение души, и увидеть страсти как то, что опустошает и приносит одно страдание.

Вот почему Христос сказал: о роде неверный и развращенный. Пока мы не разоблачим в своем сердце, что куда тянет, оно будет печальным. Как только мы начнем разоблачать себя, доброе складывать в нашем сердце, а злые страсти и похоти выбрасывать, тогда начинается настоящая работа над развращенным сердцем. Развращенное сердце не поддается простой работе. Попробуй себе сказать, что тебе этого не надо, того, чего очень хочется. Пока вы ясно не увидите, что насыщает мою душу, а что ее опустошает, вы не достигнете никакого результата. Благочестие – это и есть чистота. Благочестивый человек – это тот, кто ищет того, что его сердце наполняет, и отвергает то, что его опустошает. Христианин – это тот, кто взращивает нового человека и искореняет старого. Разоблачить – это очень непросто. Ведь диавол, обманывая нас, нам подсказывает то, что он хочет, чтобы нас ввести в заблуждение, и мы часто, слушая его, говорим: у меня положительные чувства, желания, стремления. Поэтому нужен духовный опыт. Если вы будете идти своим путем сами, вы мало что увидите. А когда вы будете говорить духовнику, что говорит наше сердце, — вся ложь будет разоблачена. Все важно, нет ни одной неважной вещи в сердце. Ибо там все определяется, поэтому в сердце все должно быть чистым.

Обретается чистота сердца в молитве и в посте. В молитве обретается вера, а в посте – благочестие, воздержание. Молитва помогает возрастать в вере. Что такое молитва? – Вера. Если я обращаюсь к Богу – я верю в Бога. Но если я обращаюсь и думаю о чем-то другом – в этот момент я в Него не очень верю. Говоря о длине молитвы, ап. Павел прямо говорит: беспрестанно молитесь. Если есть качество молитвы – будет и ее продолжительность. Она будет непрестанной. И самое маленькое – вздохнуть один раз – будет хорошо. Что такое молитва по существу? Открываем молитвослов и читаем: представь себя перед Богом. Но если мы начинаем молиться, и нам в голову полезли посторонние мысли — мы уже не стоим перед Богом.

Вера и молитва – одно и то же. Если есть вера – то есть и непрестанная молитва. Если нет непрестанной молитвы – Господь нам говорит: о роде неверный! Изгоняется этот род неверный только молитвой. Молитвой, а не мыслями, приходящими во время молитвы. Род неверный изгоняется внимательной молитвой. Молитва изгоняет неверие. Когда человек молится, он не может быт неверующим. Но мы умудряемся стоять на молитве и быть неверными. Род неверный изгоняет даже молитву. Или мы будем изгонять род неверный, или род неверный изгонит нашу молитву.

Молитва – самый лучший помощник возрастания в вере. А пост и всякое воздержание – самый лучший помощник возрастания в благочестии. Как можно излечить развращенное сердце? — Постом. Но настоящим, не только отказался от скоромной пищи, но и от невоздержанного языка, от всякого неугодного Богу желания. Во время настоящего поста, когда вы себе отказываете в том, чего не должно быть во время поста, вы упражняетесь в благочестии лучшим образом.

Развращенный род изгоняется постом. Развращенность и пост – это две противоположности. Нельзя поститься и допускать все нечистое. Скоромная пища усиливает страсти, а как мы только отказались от нее – страстишки ослабли. А если мы еще и язык прикрутили, чувства и желания, — вот настоящее благочестие! Страсти — этот род развращения изгоняется постом. Мы их берем в руки. Человек возрастает в чистоте. Поэтому пост имеет смысл прежде всего в том, чтобы подготовить нас к празднику, потому что можно праздновать только чистым сердцем. А нечистое сердце праздновать не будет.

Вот как важно помнить, особенно в наши дни, как бороться с нашими неверием и развращенностью. Почему верующие становятся печальные? – потому что разрываются между верой и неверием, между развращенностью и благочестием. Что такое вера и благочестие? – четкие императивы. А если верующий человек живет и так, и этак – это самый жалкий человек. Если неверующий впадает в страсти – это полбеды, если верующий – вся беда. Поэтому Господь нам говорит: «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47-48). Чем верующему, павшему в грех, радоваться? – Нечем. Ему надо печалиться, потому что он не совершает все так, как должен совершать. Поэтому верующие печальны, чего не должно быть по существу. Верующий должен быть всегда самым радостным человеком на земле. Но как этого достичь каждому верующему – это вопрос.

Мы должны все разоблачить в сердце и голове, но без духовного опыта ничего не получится. Надо к подходить к духовнику и все ему рассказывать. Если Господь сказал, что род неверный и развращенный изгоняется молитвой и постом – значит, это истина, надо идти этим путем, путем молитвы и поста. Потому что молитва, как мы уже сказали, помогает вере, пост – воздержанию и благочестию. Но надо все время духовнику излагать, о чем говорит наше сердце, чего оно хочет, к чему стремится. То есть, если хотите быть успешными в духовной жизни, будете следить за своим внутренним состоянием и рассказывать все духовнику: у меня такое желание, такая мысль, такое чувство.

17.08.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *