В воскресенье 17 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Воскресное Евангелие повествовало о чуде изгнания беса из отрока: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 17: 14-22). По окончании чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас, — упрекает Господь и учеников, и отца сына, которые слушали Его и видели чудеса, которые Господь творил. Господь обращает их внимание на их сердца. Где они находятся? Чего они ищут? Чем они живут? Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, что один человек просил, чтобы ученики Христовы исцелили его сына, который в новомесячии беснуется, и бес ввергает его в огонь и воду. Но ученики не смогли ему помочь. Ученики Христовы, которых Господь посылал на проповедь и дал им власть изгонять злых духов, увидели свою немощь и поняли, что им чего-то не хватает. Господь в то время, когда этот человек просил изгнать злого духа из его сына, был на Фаворской горе, и они не смогли ничего сделать. Они оказались совершенно немощными перед этой болезнью одержимости отрока.
И Господь, сошедши с горы Фавор, после преображения, приходит к оставшимся под горой ученикам, потому что с Ним были только ап. Петр, Иаков и Иоанн, и обращает их внимание на их сердца. Указывает им, что они уклонились от истинного пути, стали на путь земной, стали на путь неверия и развращенности, путь, которым идет тот, кто не живет по Заповедям Божиим.
Господь спрашивает и нас: каким путем мы идем? Путем веры, или путем неверия и рзвращения, путем своеволия и жизни по своим страстям?
Об этом говорит Господь, обличая слушавших его словами: о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас! Потому что когда человек слаб в вере, когда человек не подымается своим умом и сердцем к Богу, Господа нет в его сердце. И Господь ему напоминает: доколе буду с вами, там, где нет веры, доколе буду терпеть вас, там, где нет жизни по Заповедям Божиим, а есть только своеволие, есть только следование своим страстям и похотям!
Об этом нам Господь сегодня напоминает, упрекая всех, слушающих Его. Где наши сердца, в земном, или в небесном? Когда мы остаемся в земном, наша вера иссякает, и Господа нет в нашем сердце. Когда мы не живем по Заповедям Божиим, гнев Божий над нами. Господь долготерпелив, но Он напоминает нам: доколе буду терпеть вас? Доколе буду с вами? Это укорение и всех, слушавших Его в то время, когда Он изгонял бесов, и нас. Каким путем мы следуем?
Когда ученики, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они не смогли изгнать беса, Господь им прямо сказал: из-за вашего неверия, ибо этот род неверия и развращенности исходит только путем молитвы и поста. Христос говорит ученикам Своим, а также и нам, что наша слабая вера, наше неверие и наша жизнь по страстям нашим, по страстям развращенным грехом мира изгоняется только молитвой и постом. Молитва помогает нам утвердиться в нашей вере, если мы ее имеем в сердце, стоя перед Богом, представляя себя перед Всевышним. Молитва помогает нам возрастать в вере. И когда мы постимся, воздерживаемся, — воистину мы воздерживаемся от развращенного мира. Пост нас зовет именно к этому. Удержаться от того, чем живет этот мир, чтобы Господь был с нами, в нашем сердце.
Сегодня в апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел обличает коринфских христиан и говорит им: вы славны, а мы бесчестны, вы сильные, а мы немощны. Мы сор в этом мире, мы – прах, который попирается ногами, напоминая им, а что же есть вера и жизнь с Господом. Каковы они? Что они приносят в сердце человека? — Приносят воистину жизнь с Богом и радость.
Господь напоминает нам о неверии и развращенности именно для того, чтобы направить наше сердце на путь борьбы со своими немощами, со своим эгоизмом и своими страстями. Апостол Павел говорит: подражайте мне, как я подражаю Христу. Так человек возрастает в Духе. И ученики, которые не могли изгнать беса из отрока, чувствовали в своем сердце, что они не стоят на пути отвержения своеволия, своего эгоизма.
Мы должны всегда помнить, что самость в нашей жизни духовной происходит из-за неверия и развращенности, которые не преодолены в нашем сердце. А ведь они должны всегда преодолеваться молитвой, постом, воздержанием. Сколько мы приложим усилий, столько и обретем.
Господь напоминает нам, что мы печальны, мы страждем, мы отчаиваемся, мы сомневаемся, мы гордимся оттого, что мы не стоим на пути борьбы со своим неверием и развращенностью. Молитва и пост – это помощники наши, чтобы преодолеть в себе слабость, чтобы мы были крепкими во Христе. Потому что мы со своими неверием и развращенностью совсем слабенькие и ничтожные, потому что не ведем ту борьбу, которую должны бы вести в нашем сердце. Мы не совершаем ту молитву, которую должны совершать.
Господь упрекает не только своих слушателей, учеников и отца этого отрока, но и всех нас. Господь пришел в этот мир, чтобы мы все время возрастали в нашей духовной силе, чтобы вера наша была такой сильной, что могла бы горы переставлять. И если есть в нашем сердце борьба с нашим неверием и развращенностью, с помощью молитвы и поста мы возрастаем в вере, и наша вера становится сильной в нашей душе. И никакие испытания, трудности и беды не могут разрушить нашей веры, нашей надежды, нашего покоя, нашей радости. Мы должны помнить, что мы недостаточно боремся с нашими неверием и развращенностью, не творим молитву и воздержание так, как должны творить. И наша вера слабенькая, она не может преодолеть многое в нашей жизни, — вместо того, чтобы быть скалой, о которую все испытания и трудности разбиваются.
Господь говорит нам: каждый, кто следует за Ним, может и должен иметь силу преодолевать все трудности, все искушения, все слабости. Господь обращается к нашему сердцу и спрашивает его: где оно, в борьбе с неверием и развращенностью, или оно поддается им? И мы прекрасно понимаем, как это непросто в нашей душе, и как это величественно в нашей душе, если она верна Богу и перебарывает в себе то, что разрушает нашу веру и нашу духовную жизнь, если ее не разбивают наши трудности и несчастья, если наша вера укрепляет нашу жизнь во Христе и дарует нам радость.