19 августа, в праздник Преображения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и молебен на освящение плодов. Праздничное евангельское чтение повествовало о чуде Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 1-9). По окончании чтения Еванглеия архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых, — велит Господь наш Иисус Христос Своим ученикам, сходя с горы Фавор. Ученики Петр, Иоанн и Иаков были со Христом Спасителем на горе Фавор, где Христос, молясь, обращаясь к Отцу Своему Небесному, прося помощи перед страданиями, преобразился пред этими учениками и, как мы слышали из Евангелия, лицо Его стало сиять как солнце, а одежда как снег белый блистала.
Ученики, видя Христа таким преобразившимся, таким сияющим и пронизывающим их души и сердца, не могли насытиться этой благодатью, смотрели на это чудо преображения и видели там со Христом Преобразившимся величайших пророков – Моисея и Илию. Ученики не только не могли насытиться в своих сердцах этим видением, но они не могли понять, что с ними происходит. Они одно понимали: что им не хочется оттуда идти. Апостол Петр взывает ко Господу: добро нам зде быти, и просит: останемся здесь, сделаем три кущи, для Тебя, для Моисея и для Илии, и не будем уходить отсюда, — такую сладость они чувствовали в своем сердце.
Когда они видели Преображение Господне, их накрыло ясное облако, которое, спустившись на них, дало им возможность услышать голос Отца Небесного: Сей есть Сын мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение, Его послушайте. Ученики пали ниц на лица свои и не могли подняться, потому что видели, слышали и чувствовали то, что преображает человека. Они воистину сливались с Господом Преобразившимся и чувствовали, какое это благо для них: Сам Господь с ними.
Но когда они сходили с горы в страхе и трепете, Господь им говорит: никому же поведайте о видении, дондеже Сын Человеческий воскреснет из мертвых. Христос им велит носить это в сердце до тех пор, пока они до конца не поймут, что же значит это Преображение Господне. Он им пророчествует о Своем воскресении, о том, для чего это Преображение было дано им видеть, — для того чтобы понять, какова любовь Божия, и для чего Господь пришел на землю к человеку, грешному и падшему, — для того чтобы человек понял, как Господь его любит.
Но Христос Преобразившийся велит никому не рассказывать об этом видении, пока Он не воскреснет, пока не будет ясно, для чего Господь преобразился. Для того чтобы искупить грех человеческий, для того чтобы помочь человеку преображаться. Чтобы преобразить его сердце, чтобы изгнать Своим фаворским светом божественным тьму из сердец человеческих. Господь для этого преображается и показывает Своим ученикам, что есть слава Божия, как желает сердце человеческое насытиться этой славой, как человеческое сердце понимает, для чего оно создано, — для того чтобы всегда насыщаться этой славой Божьей.
И Господь пришел к грешному человеку, чтобы его преображать, чтобы даровать ему то же самое, что прочувствовали апостолы Петр, Иоанн и Иаков, чтобы человеческое сердце могло понять, что преображение в него приходит только через покаяние, через изменение наших душ. Наше сердце жаждет этого преображения, но грех, который вносит в наши сердца тьму, не дает ему быть всегда преображенным, всегда сиять этим светом.
Поэтому Господь, преобразившись пред учениками, велит им никому не рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых, пока Он не откроет рай для человеческих сердец, пока они не будут чувствовать сладость открытого для них рая, пока они не будут осознавать, что борьба с грехом — это самое главное в жизни человека, потому что если он борется со грехом, он уже преображен, он уже наполнен светом. Потому что свет входит в сердце человека, который отгоняет тьму, грех, сердце которого понимает, что оно попирает Заповеди Божии, нарушает их, отвергает волю Божию, совершая свою грешную, эгоистическую волю.
И Господь преображается на горе Фавор именно для того, чтобы после Воскресения Христова ученики рассказали всем, что значит Христос умер на Голгофе и воскрес в третий день, для того, чтобы преодолеть грех, который ополчается против света, который старается укрепиться в сердцах людских. Но Господь преображается для того, чтобы нам напомнить, что Он пришел к нам для того, чтобы преображать наши сердца, чтобы они противостояли греху, этой тьме, этому мраку, который никогда не приносит ни радости, ни удовлетворения, а только одну печаль и отчаяние.
Преобразившийся Господь нас зовет, дорогие братья и сестры, к изменению нашего сердца, потому что наше сердце должно быть всегда преображенным, всегда должно наполняться благодатью, как сердца апостолов Петра, Иакова и Иоанна на Фаворе. Мы всегда должны стоять на Фаворе перед Преобразившимся Господом и лицезреть любовь Божию, видеть, как Господь страждет за наши грехи, видеть, что мы Его распинаем. Но Он ждет нашего покаяния, ждет, чтобы преобразилось наше сердце, чтобы оно увидело, что своевольно, себялюбиво, что страсти и похоти — это тьма, которая изгоняется Господом, преображающим наше сердце. И чем больше мы будем отвергать свои желания, неугодные Богу, чем больше мы будем искать смирения и кротости, тем больше наше сердце будет преображаться, тем больше оно будет с апостолом Петром взывать: Господи, добро нам здесь быти, сотворим три кущи, останемся здесь, где чувствует наше сердце эту благодать Преображения.
Господь нас зовет, дорогие братья и сестры, преодолеть в себе то, что не дает нашему сердцу преобразиться, что не дает свету Христову войти в него. И ведь Господь учеников Своих учит именно этому, напоминая: вы – свет миру сему. И в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, как апостол Петр, который почувствовал глубоко в своем сердце действие благодати Божией, рассказывает, как он на горе Фавор это видел, как свет Христов его пронизывал, и взывает к христианам, чтобы они тоже искали этого света, преображающего их души, чтобы они насыщались им, чтобы жили этим светом.
Потому что они призваны именно к тому, чтобы глубоко в сердце чувствовать, как благ Господь, как Он милосерд, как Он любвеобилен, как Он отдает Себя. Голос Бога Отца — Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем мое благоволение, послушайте Его, — звучит для нас, чтобы мы всегда понимали, что Евангелие, которое Господь нам принес, – это есть Преображение для нас, это то, что делает наши сердца Божьими, послушными, любвеобильными, жертвующими собой. Ведь в этом — Преображение. Преображение не может быть в черством сердце, которое себя любит, своего хочет и мыслит так, как ему хочется, не слушая свою совесть. Туда Преображение не войдет, не преобразит его, потому что это сердце настроено жить тьмой, себялюбием и гордостью.
Господь Преобразившийся зовет нас туда, чтобы мы были там, с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. И чтобы наше сердце чувствовало, как сладок Господь, чтобы наше сердце чувствовало, как велико отказаться от своего я, от своей воли, как велико быть смиренным и кротким, как это неизреченно, сказать: Господи, да будет воля Твоя. И тогда преобразит Господь наше сердце. Как это действительно чудесно в жизни человека, не хотеть того, чего хочется, а принять то, что Господь посылает. Отвергни себе, возьми Крест свой и следуй за Мной.
Господь Преобразившийся нам говорит, что сердце, которое не отвергает себя, не берет свой Крест и не следует за Христом, не знает, что такое Преображение. Потому что Преображение — это отвергнуть себя, отвергнуть свои желания, отвергнуть то, чего хочется и принять то, что есть, каким оно есть, потому что это величественно, потому что в этом — кротость и смирение, в этом — терпение и любовь Божия. Преображение Господне нас зовет взойти на гору Фавор, чтобы прочувствовать эту сладость, пребыть с Господом так же, как апостолы, чтобы нам хотелось быть в этой кротости и смирении нашем, в этом отказе от своей воли.
В этом Преображение, это нас преображает. Как наше черствое сердце преображается, когда оно отвергает то, что хочет, и принимает то, что есть. Тогда мы стоим на Фаворе с апостолам Петром и говорим: Господи, добро нам зде быти, сотворим три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Но тьма овладевает нами снова. А Преображение Господне нас зовет на Фавор, к этой борьбе, которая есть жизнь христианская, которая есть невидимая брань, преображающая наше сердце, которая всегда нам напоминает, что Господь воскрес для того, чтобы преображать наши сердца. Он не преобразился на Фаворе, чтобы мы только знали, что Он – Господь, что Он Вседержитель Всемогущий, но Он преобразился, чтобы наше сердце преобразилось тоже и взывало к Нему: Господи, как добро нам зде быти! Аминь.