31 августа, в воскресенье, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Воскресное евангельское чтение повествовало о беседе Господа Иисуса Христа с богатым юношей: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 9: 16-29). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и сына, и Святаго Духа!
От человек сия невозможно есть. От Бога же вся возможно, – говорит Господь Христос Спаситель Своим ученикам, отвечая на вопрос, как же можно спастись, следуя заповеди, которую Господь дал юноше, спросившему Его о том, как наследовать вечную жизнь. Этот юноша пришел ко Господу, чтобы решить вопрос, который стоял перед ним: что ему еще надо для того, чтобы унаследовать вечную жизнь. Господь ему отвечает просто: заповеди надо соблюдать, и будешь иметь вечную жизнь. Не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать твоих, люби ближнего своего как самого себя. И этот юноша отвечает, что он никогда не нарушал эти заповеди. Чего же еще ему не хватает? – спрашивает юноша Христа Господа, чувствуя в своей душе борение, так как он совершает заповеди, но не чувствует, что совершает все, что Богу угодно.
И Господь ему отвечает: иди, раздай имение бедным, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мной. Юноша был очень богат и, услышав эту заповедь Христову, понял, как ему трудно будет ее исполнить. Он ушел в скорби, потому что надо было ему совершить то, что ему казалось невозможным. И Господь прямо ему говорит, что человеку, имеющему богатство, очень трудно войти в Царствие Небесное, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие.
И ученики спросили Господа: кто же может быть спасенным? Но Господь их успокаивает и говорит им: человеку это невозможно, а Богу все возможно, напоминая им, что самое главное в жизни человека, и почему юноше так трудно. Он раздвоился. Исполняя Заповеди Божии, он прилепился к сей земле. У него оказалось две цели – небесная и земная. Поэтому он всегда чувствовал в своей душе борение, его сердце не могло успокоиться, поскольку он, с одной стороны, исполнял заповеди, но с другой, прилепился к богатству.
Это две противоположности. Это невозможно совершить, богатство всегда будет тревожить душу. Христос Спаситель, уча того юношу и учеников своих отношению к богатству, говорит, что человеку невозможно не прилепиться к богатству, а Богу возможно все. Даже имея богатство, человек, ищущий Царствие Небесное и прилепляющийся к вечной жизни, всегда будет стремиться к одному богатству, небесному. Господь нам напоминает: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Если ваше сокровище на земле — сердце ваше будет на земле. Поэтому мы раздваиваемся, ищем и небесное, и земное. Это несовместимо, эти два стремления не могут ужиться в душе человека. Они могут ужиться в сердце, которое прилепляется к небесным благам, ищет их, и тогда все остальное к ним прилагается.
Господь нас учит: ищите прежде Царствия Божия и правду его, а все остальное приложится вам. Если мы будем это совершать, мы не будем чувствовать разделения, которое чувствовал богатый юноша. Ища небесного богатства, человек в земном богатстве не видит никакого своего существа. Оно для него – приложение. Он им распоряжается только для того, чтобы обрести Царствие Небесное. Этот вопрос всегда стоял перед верующим человеком, особенно сегодня стоит он, когда этот мир нас зовет к земному богатству. Если мы, забыв о небесном богатстве, будем такими же, как этот юноша, печальными, будет раздваиваться наша душа. Мы будем христианами, исполнять заповеди Божие, но прилепляться к земному богатству. Поэтому Господь нам говорит: от человека это невозможно. То есть, когда человек прилепляется к земному богатству, для него становится невозможным его отдать, от него отказаться, отвергнуть его, видеть в нем ничто. Оно занимает место цели нашей жизни, а цель для верующего человека, для человека духовного, может быть только одна: небо, вечная жизнь, небесное сокровище, о котором Господь говорит: собирайте сокровища небесные, которые тля не тлит и вор не крадет. Земное сокровище подвергается этим опасностям, и его защитить очень трудно. Если оно наполняет нашу жизнь, оно не дает радости человеку.
Богатый юноша уходит печальным, потому что он понимает, что нельзя привязываться к земному. Но он привязался. Земное богатство стало для него существенным богатством, потому что он по-человечески на это смотрит. От человека же это невозможно, потому что именно человек, видя в земном богатстве свою цель жизни, видя в нем смысл жизни, не может в нем видеть только то, что прилагается, что является ничем. А когда человек в Боге пребывает, он действительно смотрит на земное богатство по-другому, другим образом. Земное богатство не составляет ему ни смыла, ни цели, ни существа жизни, оно просто дано ему для земной жизни, он понимает, что оно с ним здесь, в этой жизни. Как оно ему послужит, он думает, для вечной жизни? От Бога возможно все, потому что если человек живет в Боге, ищет небесного, совершает то, что исповедует, а ведь мы исповедуем – чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века, если мы этим исповедуем и живем этим, то земное богатство не привяжет нас к себе, ибо оно не имеет смысла вечного, оно временное, дано только для земной жизни.
Господь сегодня нас призывает, дорогие братья и сестры, все больше и больше помышлять о вечном, о том, что есть вечное богатство, как богатеть нам в Бога, как нас учит Священное Писание, как обретать то сокровище, которое имеет смысл, является целью нашей жизни. Если мы — верующие люди, смысл и цель нашей жизни – только Царствие Небесное. Если это не становится существом нашей жизни, мы раздваиваемся, думаем о земном, и нам кажется, что жизнь на земле – это существо нашей жизни, забываем о том что, она временная, и к тому же, готовит нас к вечной жизни. Где наше сердце? Сегодня нам Господь ставит этот вопрос, – там где наше сокровище. Если наше сокровище на небесах, сердце наше там, и земное сокровище для нас не будет никогда становиться препятствием для обретения небесного сокровища. Но как только мы прилепимся к земному, приведем свое внимание, желания, сердце к земным благам – мы забываем о цели нашей, о Царствии Божием.
Ведь в Царствии Божием самое большое богатство – это любовь. Самое большое богатство – это быть внимательным к ближнему, любить его, как Господь сегодня нам говорит. Это сокровище на небесах. Любить ближнего – это сокровище вечное, и воры его не украдут, тля его не тлит. Но оно обретается только тогда, когда наш ум и сердце в нем пребывает, когда мы только его хотим иметь. Любовь, Любить Бога всей душою, всем сердцем всем помышлением – это богатство, любить ближнего как самого себя – это богатство. А обретать что-то в этом мире – это ничто, оно не существует для жизни вечной. А существует – любим ли мы ближнего, терпим ли его, благословляем ли его. Это существенное богатство, и оно никогда не оставит нас печальными, как этого юношу. И все, что мы будем иметь, будет только приложением к нашей духовной жизни, к нашим стараниям обрести вечные блага.
Об этом Господь нам напоминает сегодня, чтобы земное богатство было земным, чтобы оно имело свою земную цель, но не вечную. Потому что когда человек все внимание вкладывает в земное богатство, оно становится существенным для него, и отвязаться от него очень трудно и невозможно. От человека это невозможно есть. Как мы можем все сердце, все свои желания и старания вкладывая в обретение земного богатства, видеть в нем ничто? Не видеть в нем смысла нашей жизни – это невозможно. Но когда мы пребываем с Богом, ищем небесного, тогда все становится возможным, потому что наше сердце будет принадлежать небу, мы будем ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.
Если мы об этом забываем – мы помышляем о том, как обрести земное богатство. А небесное богатство обретается тогда, когда наши ум и сердце в божиих руках, на небесах, когда мы ищем волю Божию, стараемся понять, как угодно Богу то или иное в моей жизни совершить. Мы тогда обретаем сокровище небесное и не привязываемся к земному. Иначе наше сердце привязывается к земным благам и мы, как этот юноша, уходим печальными, потому что разделилось наше сердце, привязалось к земным благам. Пусть в нашей душе звучат эти слова – от человек это невозможно, а от Бога все возможно. Если мы будем наши ум и сердце держать в Боге, в Его заповедях, в Евангелии, в том, что нам Господь велит для нашей жизни, то наше сердце будет наполнено только небесными благами, и земное не будет существом нашей жизни, и мы будем им распоряжаться так, как должны, оно станет для нас средством для служения Богу, чтобы быть настоящими христианами, которые ищут Царствия Божия и правды его.