Богослужение в день Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

11 сентября, в праздник Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Евангельское чтение было посвящено событиям казни Иоанна Предтечи: «Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили» (Мк. 6: 14-30). По окончании чтения евангелия архим. Амвросий (Макра) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Предтечево славное усекновение славим ныне, — поем мы в этот праздник прискорбного усекновения, кончины Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча, который был призван крестить Христа Спасителя, готовить народ к принятию евангельской вести, не нравился Ироду, который вопреки закону взял себе в жены супругу своего брата. Иоанн Предтеча готовил народ к слушанию Евангелия и поэтому говорил об этом преступлении Закона, обращаясь не только к царю Ироду и к Иродиаде, супруге Филиппа, брата его, которые беззаконно жили, но и к народу, который слушал Евангелие, потому что Евангелие — это свет, который просвещает ум и сердце человека. Если речь идет о свете, он должен просветиться и показать, где правда, а где беззаконие. Иоанн Предтеча, неся этот свет, готовя сердца людей к принятию Евангелия, говорил, что есть правда, что есть Закон Божий, а что есть преступление, что есть беззаконие.

Но Ирод, слыша это, вознегодовал, и особенно Иродиада, которая ненавидела Иоанна Предтечу и хотела убить его, но не могла. Иоанн Предтеча знал об этой ненависти Иродиады, но продолжал готовить людей к принятию света Евангельской истины. Но мир тьмы ополчился против света, и Ирод бросил его в темницу. Но на этом не окончилось. Хотя Ирод и слушал Иоанна Предтечу, и даже внимал тому, что он говорил, Иродиада, с которой он грешил, не давала ему прийти к истине. И он держал его в темнице, того, кто должен был готовить сердца людей к принятию Евангелия Христова.

Но Иоанн Предтеча и в темнице свидетельствовал о правде и беззаконии. Иродиада не могла перенести этого и, как только пришла возможность расправиться с Иоанном Предтечей, она ей воспользовалась. На дне рождения Ирода дочь ее плясала и угодила Ироду, он ей поклялся дать все, что она попросит и, выслушав свою мать, она попросила главу Иоанна Предтечи. Ирод смутился, он стоял перед выбором: послушать Иродиаду — или послушать свою совесть. Но поскольку он был во грехе, естественно, он послушал Иродиаду и дал ее дочери главу Иоанна Предтечи на блюде.

Казалось бы, тьма, беззаконие, неправда века сего торжествовали. Иродиада радовалась тому, что она победила Иоанна Предтечу, предание говорит, что она иголкой колола язык Иоанна Предтечи, который обличал ее, радовалась, веселилась, не понимая, что правду нельзя убить. Наоборот, чем больше человек выступает против правды, тем больше правда обличает, тем больше правда светит. И действительно, когда мир тьмы века сего радовался, Иоанн Предтеча во аде проповедовал о пришествии Христовом, проповедовал о том, что воплотился Христос, Сын Божий, что Он проповедует Евангелие и идет на искупительную смерть на Кресте, чтобы разрушить оковы ада.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи — это действительно прискорбное явление в жизни человека, потому что то Ирод расправляется с тем, кто, как Христос сказал, наибольший из рожденных на земле. Но торжество тьмы века сего не только не разрушает и не преодолевает истину, а наоборот, все движет к тому, чтобы истина восторжествовала. И Усекновение Главы Иоанна Предтечи — это торжество истины. Мир сей не может справиться с истиной и убивает ее, ведь Ирод и Иродиада, слыша обличения Иоанна Предтечи, не только не каялись, не обращали внимания на эти обличения, но еще больше погружались во тьму греха. И грех, который владеет сердцем человека, естественно, все совершает для того, чтобы человек его не изгнал. Ирод действительно, пребывая во грехе, хоть и слушал Иоанну Предтечу, убивает его, потому что грех не останавливается, он имеет цель завести человека в ад. Но Господь на всем, и проповедь Иоанна Предтечи звучит дальше, после Усекновения его Честной Главы. Убив Иоанна Предтечу, Ирод не убил правду, не убил его проповедь, его обличение, наоборот, оно еще больше зазвучало в народе, и люди увидели, что есть правда Божия, а что есть человеческое беззаконие, и были готовы принять проповедь Евангелия Христова.

Господь таким образом несет нам, дорогие братья и сестры, Евангелие в наши сердца – через усекновение главы Иоанна Предтечи, чтобы мы понимали, что против его Евангелия выступает грех, диавол, беззаконие, зло. Они не только не принимают Евангелие и отвергают его, но и все делают для того, чтобы не дать человеку выбраться из оков зла. Но Евангелие Христово обличает грех, несмотря на это торжество зла, потому что, действительно, Иродиада радовалась и ликовала, она думала, что все, нет обличителя, но оказалось, обличитель есть, обличитель – истина ее убить невозможно. Этому нас учит сегодня Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи, Он свидетельствует своим усекновением, что есть правда, что есть любовь, что есть истина, и что есть тьма, которая противостоит этому, что есть грех, что есть зло.

Иоанн Предтеча обращается ко всем нам, напоминая нам, что зло этого мира всегда будет противостоять Евангелию, всегда будет совершать свое злое действие, всегда будет совершать это Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. Но Иоанн Предтеча своей главой нам свидетельствует, что правду убить невозможно, Евангелие Христово будет все равно звучать, и чем больше этот мир будет протестовать против Евангелия, тем больше оно будет звучать. Так было и в истории Церкви Христовой: чем больше христиан гнали, мучили, убивали, тем больше Евангелие звучало и просвещало народ.

Иоанн Предтеча обращается к нам в своем усекновении, чтобы мы помнили, что как бы ни ополчался мир против проповеди Иоанна Предтечи, Евангелие остановить невозможно, оно меняет сердца человеческие. И мы, зная об этом свете евангельском, должны все больше и больше укрепляться в своей вере. К этому зовет нас Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. Мир тьмы торжествует и, казалось бы, преодолевает Евангелие, веру. Иоанн Предтеча напоминает нам о том, что зло убило его. Но Евангелие убить невозможно, и Иоанн Предтеча во аде продолжает проповедовать о пришествии Христовом.

Чем больше зло ополчается против Евангелия, против христиан, тем более христиане свидетельствуют о правде, о свете Христовом. Чем больше ополчается этот мир против евангельской истины, тем больше это способствует христианскому свидетельству об истине, чем больше грех ополчается против правды, тем более правда, истина и любовь светят, потому что они непреодолимы, потому что зло никак не может перебороть правду, потому что правда вечна, потому что истина есть то, что есть. и всегда есть, и если мы следуем истине, мы с Богом, мы в том, что есть, что никогда не может пройти. Никакая Иродиада не может преодолеть правду, обличение Иоанна Предтечи. Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи – это великое свидетельство об истине Божией.

Иоанн Предтеча и к нам обращается, обличая и наши грехи, и напоминает нам, что он все равно будет обличать, будет помогать нам избавляться от грехов, потому что он к этому призван, свидетельствовать о правде и помогать человеку, увидев правду, отвергнуть неправду, жить в Евангелии Христовом, славить Бога и благодарить Иоанна Прдетечу в его усекновении, которое нам напоминает об этом непреходящем свидетельстве Иоанна Предтечи об истине.

По окончании Божественной литургии был совершен молебен о трезвости в связи с решением о восстановлении в этот день общецерковного празднования Дня трезвости, который отныне ежегодно будет праздноваться 11 сентября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *