Богослужение в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

В воскресенье, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Во время богослужения настоятель архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Аз сораспяхся Христу, уже не аз живу, но живет во мне Христос, – возглашает апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении истину о жизни во Христе, о жизни христианской, о жизни верующего человека, какова она. Ведь цель жизни верующего человека состоит именно в этом, в том, чтобы сораспяться Христу, чтобы не нам жить самим в себе, а чтобы в нас жил Христос. Мы почитаем Честной Крест Господень, стоя перед ним, молясь, прося распятого Христа Господа, понимая, что Господь распялся для нас, Он, всемогущий Бог, зашел на Крест, претерпел бесстрашно мучения для нас, для нашего спасения. Он это совершил, но теперь нужно нам сораспяться Ему. Остается только принять в наше сердце распятие Господне. Апостол Павел, поучая галатских христиан, напоминает им о том, что есть жизнь во Христе, напоминает им, что никаким другим образом человек не может спастись, даже если он будет исполнять Закон, он не будет иметь силы преодолеть себя, грех им владеет. Но человек, который верит во Христа, отдает себя, свою жизнь Ему, сраспинается Ему, потому что понимает, что в этом – весь смысл его веры, его жизни во Христе. Если бы он не сраспинался Христу, он бы не перебарывал в себе греха. Потому что сораспяться Христу – это значит полностью следовать Христову Евангелию. Мы понимаем, как это сложно, не сораспинаясь со Христом, как невозможно противостать себе, не распяв себя со Христом. Апостол Павел прямо говорит: Христовы те, кто распял свою плоть со страстьми и похотьми. В сегодняшнем Евангелии вы слышали, как Господь нас учит, как мы можем следовать за Ним. Он прямо говорит: отвергни себе, возьми Крест свой и следуй за Мной. Другими словами, мы должны сораспяться Христу и все совершать по Его заповедям, следуя Ему. Сораспинание – это значит отвержение своего я, своего эгоизма, своих желаний, распинание этого всего на Кресте. Ибо только тогда мы можем следовать за Христом, только тогда мы можем нести свой крест. И как мы можем нести крест, не сораспиная себя Христу, то есть, не отвергая себя? Это условие духовной жизни. В этом Крест Господень – отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Христом. Или сораспяться Христу, чтобы не жить для своего я, а чтобы жил во мне Христос.

Крест Господень – это условие нашей духовной жизни. Мы не можем почитать крест и не сраспинаться Христу. Мы не можем кланяться Кресту Господню и не отвергнуть себя, свои желания, свою волю. Почитать Крест – это значит следовать воле Божьей, это значит научиться отвергать свою волю, свои желания, и искать только Божьего. Мы должны всегда об этом помнить, потому что это условие духовной жизни. Крест – это напоминание, что мы должны, веря во Христа Господа, отвергать свою волю, свои печали, свои отчаяния. Отвергни себе, – самого себя мы должны отвергнуть, весь свой эгоизм, все наше эго. Не я живу, а живет во мне Христос, – говорит апостол Павел. Нет моего я, нет моих желаний, нет моей воли, есть воля только Христова. Что есть воля Христова? – сораспяться с Ним, смириться, быть кроткими, любвеобильными. В этом смысл нашей христианской жизни, — отвергнуть свое я и следовать Евангелию Христову.

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении о талантах. Один человек получил пять талантов, другой два, третий один. По-разному они отнеслись к этому. Первые два приобрели еще пять и два, а третий закопал свой талант, не стал трудиться над приобретением еще одного. Добрые и верные первые два вошли в радость господина своего. А третий, отвергнувший волю господина, совершивший свою волю, стал лукавым, недобрым рабом, и был отвергнут, потому что он последовал своей воле. Первые два раба последовали воле господина своего и трудились над собой, чтобы приобрести другие таланты. То есть они отвергли свою волю злую, лукавую, для того чтобы совершать волю Божию. Третий раб совершал свою волю, он не хотел трудиться, и поэтому не преодолевал ничего, остался лукавым рабом.

Крест Господень нам напоминает: как мы трудимся над собой, что мы преодолеваем. Угождаем себе, своим страстям, или ищем воли Божией, боремся с ними. Обретать таланты – это значит преодолеть свою волю и совершить волю Божию. И сораспяться Христу – это значит отвергнуть свою волю, отвергнуть себя, отвергнуть то, что хочется, отвергнуть отчаяние, печали, именно отвергнуть. О чем мы печалимся? – о том, как бы совершить то, что нам хочется и, печалясь о всем земном, мы не сраспинаемся, потому что угождаем своим страстям, своим желаниям.

И пусть перед Крестом Своим Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, это осознавать в своей жизни, чтобы отвергать то, чего нам хочется, и принимать то, что есть. Это очень просто, но как сложно себя заставить спокойно переносить все, что есть, и как хочется того, чего хочется! Мы должны помнить то, чему нас сегодня учит апостол Павел: он сораспинается Христу, и не он живет, а живет в нем Христос. Он нас призывает к этому же: сораспяться Христу перед Крестом Господним, чтобы мы также могли сказать: не я живу, а Христос во мне живет, не мои желания и воля руководят, не то, что мне хочется я желаю, а Христос ведет меня путем распятия.

А распятие – это значит терпеть, смиренно, кротко все переносить, быть любвеобильными. К этому нас зовет Крест Христов. Господь, распятый на нем, к нам взывает: почему мы печалимся, и чем нам печалиться, если Господь все то, что в нашей жизни, допустил, если Он, Сам Господь, может войти в наше сердце и жить в нем! И это — настоящая радость, удовлетворение нашей души, потому что наша душа ничем не может удовлетвориться, как только этим, тем, о чем говорит апостол Павел: я сораспялся Христу и живу не я, а живет во мне Христос. Это — единственная радость: если Христос живет в нашем сердце, если мы обретаем то, что надо, если мы ищем то, что Богу угодно. А Богу угодно смиренное и кроткое наше сердце, в котором Он действует, которое Он наполняет, в котором Он живет.

Мы должны прилагать усилия сораспинаться, то есть, отвергать себя, принимать крест свой, все трудности в своей жизни, все, что нам встречается, спокойно, переносить и следовать за Христом, ибо Он будет в нас жить, если мы отвергнем наше эго, если мы можем сказать: не я живу в себе, не мои желания живут во мне, а Христос, Его желания, Его воля, Его заповеди, Его напоминание о том, что если мы не будем кротко и смиренно все переносить – в этом будет вся радость нашей жизни, не в том, что мы желаем и хотим. Сколько печалей оттого, что мы хотим, и сколько радости у нас тогда, когда мы отвергли то, что приносит нам печаль, когда мы примем крест свой и, надеясь на Христа, веря в Него, живя в Нем, а он в нас будем радоваться тому, что Он нам дает, потому что то, что Он нам дает, несравнимо с тем, что мы можем обрести в этом мире, потому что он нам дает вечную жизнь, вечную радость, вечное удовлетворение. Он отнимет от нашего сердца печаль, отчаяние. Пусть Крест Господень и Христос, распятый на нем, поможет нам отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Христом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *