Богослужение в праздник Иверской иконы Божьей Матери

В воскресенье 26 октября, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении прозвучала притча о сеятеле и семени: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Дам вам уста и премудрость, еже не возмогут противитися, — говорит Господь Своим ученикам, пророчествуя об их кончине, пророчествуя о гонениях, о том, как мир будет ненавидеть их, как он будет стремиться изгнать проповедников Евангелия и умертвить их. Но Господь говорит Своим ученикам, что они будут гонимы, ненавидимы, но их проповеди никто не сможет противостать. Уста и премудрость дам вам. Господь говорит: не переживайте, что вам придется говорить, о чем свидетельствовать. Я дам вам уста и премудрость. Вашими устами Дух Святой будет возвещать миру сему Слово Божье» (Лк. 8: 5-15). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Семя есть Слово Божие – говорит Иисус Христос Своим ученикам, объясняя притчу о сеятеле и семени. Эта притча помогает понять, что есть семя, и что есть сердце человеческое, — почва, на которую падает это семя. Господь указывает Своим ученикам, что сердце человеческое бывает разное. Хотя семя, Слово Божие, падает на каждое сердце одинаково, но одно сердце принимает Слово Божие, приносит плод, а другое сердце – черствое, относится к этому семени, Слову Божию, безразлично.

Мы слышали, как Господь сравнивает сердца человеческие с твердой дорогой, с камнем или с заросшим сорняками полем. В черствое сердце, которое не открывается Слову Божьему, действительно, семя падает как на камень, при дороге, где нет никакой почвы, и поэтому не приносит никакого плода. Диавол приходит и забирает Слово Божие, чтобы человек случайно не обратился к Богу и не спасся. Даже когда Слово Божие падает на землю, в которой прорастает это зерно, но сердце не открывается до конца, проросшее семя засыхает. Потому что человек, который не принял глубоко в сердце Слово Божье, перед испытаниями падает, и это семя оказывается бесплодным в его сердце. Есть и такие, которые принимают Слово Божье в свое сердце, но в этом сердце очень много сорняков, как Господь говорит, — это богатства и прелести этого мира. Они настолько возрастают в сердце человеческом, что семя Слова Божьего, которое прорастает, становится немощным перед человеческими желаниями богатства и удовлетворения. Такое заглушенное проросшее семя не приносит никакого плода, потому что сердце человеческое занято другим, тем, что противоположно Слову Божьему. И только сердце возделанное принимает Слово Божье глубоко в себя. Это сердце доброе и благое, которое относится к этому семени как к самому дорогому, для чего оно создано. И поэтому Слово Божье, попадая в сердце, которое ждет его, которое им живет, приносит плод сторицею.

Эта притча, дорогие братья и сестры, нам напоминает, что есть слово Божье и что есть человеческое сердце, на которое оно сеется самим Господом Христом Спасителем через Евангелие. Сегодня мы слышали, как апостол Павел галатам напоминает, что Евангелие, которое он благовествует, дано ему Самим Христом, открыто ему Самим Господом, и слово, которое он проповедует, — не человеческое слово. Мы слышали, как он рассказывает, как это слово, которое он принял в свою душу, изменило его, как он из гонителя христиан, из-за ревностного следования преданиям иудейским, человеческим, фарисейским, гнал Христа, гнал Слово, которое сеет Господь в сердца человека. И, как он сам говорит, он был избранным еще от утробы матери и был призван благодатью, почувствовал в своем сердце, что есть слово Божье, и что есть человеческое слово, предания иудеев и фарисеев, как они отличаются друг от друга. Человеческие мудрования – это пустые слова, а Слово Божье – это то, что прорастает в сердце человеческом и приносит плод сторицею, то слово, которое приносит новую жизнь человеку, жизнь в любви, кротости и смирении.

Об этом слове Господь сегодня говорит в притче о сеятеле и семени, о слове жизни, о слове, без которого человеческого сердце остается пустым. Эти черствые сердца, которые уподобляются дороге, камню и полю с сорняками, не принимают это Слово как Слово Жизни. Они живут человеческими представлениями о жизни и человеке. И мы прекрасно понимаем, как это влияет и на сердца верующих, как верующие так же часто, не работая над своим сердцем, уподобляются тем, у которых черствые сердца, как часто наши сердца закрыты, а семя, Слово Божье, сеется на них.

Как мы нуждаемся в этой притче, чтобы она нас обличила! Чтобы мы все больше и больше внимали тому, что Господь говорит, внимали Его Евангелию, которое является Словом Христа Бога, которое сеется в наши сердца. Когда мы слышим, когда читаем Евангелие, как мы воспринимаем его? Мы должны себя спросить, не уподобляются ли наши сердца сердцам закрытым, черствым, не приносящим плода? Как часто Евангелие нам говорит одно, а наша гордость, наш эгоизм противостоят Евангелию, которое зовет нас к смирению, к любви, к служению ближнему. Зовет нас любить ближнего как самого себя. И как наше сердце, слыша это слово, не внимает ему и не приносит плода.

А ведь мы призваны открыть свои сердца Слову Божьему, быть этой почвой, на которой Слово Божье может принеси плод сторицей. Когда мы смиримся и сделаем не так, как нам хочется, а так, как мы можем и как надо делать, Господь даст нам этот плод. Потому что возделанное поле – это труд над нашим сердцем, запрещение ему быть каменным, запрещение ему быть таким, что не приносит плода, запрещения ему быть наполненным сорняками богатства и прелести этого мира. Все это не дает нашему сердцу принести плод сторицей. А семя Евангелия сеется на наше сердце и зовет нас к покаянию, к осуждению себя, своих грехов, преступлений, эгоизма, своеволия, своенравия.

Господь к нашему черствому сердцу обращается с этой притчей, чтобы напомнить, что Его слово может в нашем сердце принести плод сторицей. Когда мы смиряемся и кротко все переносим в нашей жизни, как Слово Божие прорастает и приносит этот плод! Как действует Слово Божие в нашем сердце и через наше сердце – на сердца других. Смиренный человек – это тот человек, которому дается благодать Божия, в противовес тому гордому, которому Господь противится. Сердце человеческое Богом создано для семени, оно без семени, без Слова Божия, пустое и каменное, без плода. Как печально, когда человек может принести в своем сердце плод любви, терпения, кротости, но закрывается и живет пустотой.

Господь сегодня этой притчей обращается к каждому нашему сердцу, чтобы возделать его, чтобы запретить себе то, что делает его каменным, сделать все, чтобы наше сердце не заросло сорняками, чтобы добродетели в нашей жизни сделали его, наше сердце, этим добрым полем, на которое семя падает и приносит плод сторицей.

И апостол Павел, напоминает нам, что его благовествование Евангелия Христова – это слово Самого Бога. Мы должны к Евангелию относиться именно так, будем бояться не пустить его в глубины нашего сердца, потому что оно, наше сердце, если мы возделываем его, будет ждать только Слова Божьего. Оно будет только им насыщаться, и не прорастут там никакие сорняки, никак оно не закроется, оно не станет каменным, потому что будет ждать Слово Божьего, для которого оно создано, будет хотеть этой радости плодоносить, будет хотеть жить в этом слове Божьем, которое наполнит нашу душу неизреченным богатством вечной жизни.

Ведь вечная жизнь, которую мы ждем, ожидаем в нашем сердце, — это и есть Слово Божье, которое входит в наши сердца и наполняет их этими плодами. Если наше сердце будет плодоносить, оно воистину будет жить вечной жизнью, а если наше сердце будет закрытым, каменным, с сорняками, — мы даже не будем чувствовать, а что же есть вечная жизнь, как же ее принять в сердце, как же жить Словом Божьим, потому что сердце наше не возделано, потому что оно себялюбивое, гордое, тщеславное.

И пусть Господь, взывающий к нам этой притчей, поможет возделать наше сердце добродетелями. Потому что только добродетель, наш труд над собой, помогут нам размягчить наше сердце, возненавидеть прелести этого мира, которые очень сильно засоряют наше сердце и не дают ему плодоносить, не дают ему быть полем, на которое падает семя, Слово Божие, и дарует плоды, которые являются светом в нашем сердце, светом этому миру.

Это мы всегда должны совершать в своем сердце, чтобы свет Христов сиял в нем, ведь он не будет сиять в сердце закрытом и заросшем сорняками. Он сияет в сердце, которое плодоносит, имеет возделанную почву, в которой возрастает семя Слова Божьего и несет Евангелие в мир, через наше сердце, через наши усилия, через труд над нашим сердцем. Этот труд является самыми желанным. И мы помним из своего опыта, когда мы его совершаем, сколько радости в нашем сердце! И наоборот, если мы его не совершаем, сколько печали в нашем сердце, ибо не трудимся над ним и оно остается не возделанным. Поэтому, слыша сегодня Христово объяснение, что есть семя, Слово Божие, которое дарует человеку новую жизнь, мы должны со всем рвением сделать почву нашего сердца плодоносящей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *