Такого разрыва между поколениями, как в наше время, еще не было. Само христианство стало земным. В верующей семье может вырасти ребенок, далекий от того, к чему ведет вера. Потому что само христианство стало внешним, а мир – более существенным в своем действии. Об этом надо говорить. Как дети балуются и развращаются в школе!
Христианство – это существо, а не внешняя форма. Форма по существу не действует. А мир действует по существу, глубоко и всесторонне. Мир все берет в свои руки и предлагает потихоньку развращение. Уход от Закона Божьего и жизнь по своим страстям. В Евангелии мы читаем: о, роде неверный и развращенный!
Воспитание в наше время – это вопрос. Если родители не формируют своего ребенка, по существу не создают в нем духовного человека, вместо них никто этого не сделает. Мир все ненужное и грязное показывает молодежи, детям, и тянет их к себе, они все страсти знают, мир знает, что им подсунуть, чем их искусить, на какие кнопочки нажимать, чтобы получить, что хочется.
Речь о воспитании – это речь о нашей духовности. Воспитывает тот, кто является примером, которому следуют. А каким может быть примером современный человек, если он хоть и верующий, но как фарисей исполняет обряды, а внутренне – светский человек? Кто такой фарисей? – Тот же верующий светский человек. Фарисеи по существу были те же земные люди, а внешне – идеальные исполнители Закона Божьего. Гробы повапленные, — как называет их Господь.
Церковь должна быть там, где молодежь живет, и в том, чем молодежь живет. Кто наша молодежь? Почему она не понимает старшее поколение? – Потому что молодые люди не хотят быть внешними. Они говорят: мы что, дураки? Внутри одно, а снаружи другое? Они сразу обличают старшее поколение. Молодежь смотрит в сердце. Если там любви нет, что вы им дадите? – Нелюбовь? – Они итак ее найдут.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человеком, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Внешне одно, а внутри – как попадет. Куда кривая выведет. А это все затворяет Царствие Небесное. Они сами не входят, т.к. внешне одни, а внутри другие, и хотящих войти не пускают. Христианство – это постоянное внутреннее изменение. Оно не имеет ничего общего с внешним. Христианство – это внутреннее содержание, внешнее не особенно важно. Часто мы, христиане, все делаем внешне прекрасно, а сколько внутри недоброго! Не люблю сестру или брата во Христе, а делаем поклоны! Говоря о воспитании, надо говорить об отношениях мужа и жены, это начало всего. Если есть правильные отношения мужа и жены, все строится. Иначе даже то, что построено – валится. Нет основания! Любовь мужа и жены – это основание всего, и семьи, и общества. Если есть любовь между мужем и женой, они своей любовью все освящают. Это неизреченная любовь, самая глубокая, она самым глубоким образом совершается в одном теле мужа и жены. Апостол Павел говорит мужу: хозяин твоего тела – твоя жена, ты только слушаешь жену, что она скажет о твоем теле. И жене говорит: твоим телом владеет муж, у него надо спрашивать, что для твоего тела надо. Речь идет о любви. А эгоизм говорит: а где же я? Венчаются двое, становятся мужем и женой. После венчания муж все спрашивает у жены, что ему кушать, одевать. Она – хозяин тела.
23.11.2014