С 4 по 14 ноября настоятель Свято-Амвросиевского прихода архимандрит Амвросий (Макар) с группой прихожан по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Богородского совершил паломническую поездку в Святую Землю и на гору Синай.
В среду 4 ноября паломническая группа прибыла в Израиль, где ее в аэропорту Бен-Гурион в Тель-Авиве встретил гид Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Евгений Паламаренко. Паломники также в аэропорту встретились с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Феофилом III, взяли у него благословение и направилась в г. Тиверия, где разместилась в гостинице «Еден».
В четверг утром 5 ноября группа начала свое паломническое путешествие, поднявшись на гору Фавор. В храме Преображения Господня паломники молились за молебном с чтением Евангелия о Преображении Христа Спаса и благодарили Бога за прибытие в Святую Землю. После молебна все прикладывались к киоту, где хранится фрагмент верхушки Фавора — места, на котором Господь преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном, и к Чудотворной иконе Божией Матери «Акафистная», у которой архим. Амвросий помазывал паломников святым елеем.
Затем, обойдя вокруг храма с пением тропаря праздника Преображения, группа спустилась с горы Фавор и направилась в г. Назарет, к месту, где был дом св. Обручника Иосифа. В этом святом доме архангел Гавриил возвестил Деве Марии: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30-31), здесь «Слово стало плотью» (Ин. 1: 14). Дом св. Обручника Иосифа в 13 в. крестоносцами был перенесен из Назарета в Далмацию и оттуда в г. Лорето (Италия), а над местом дома в середине ХХ в. был воздвигнут большой католический храм Благовещения.
Помолившись у этого святого места, паломническая группа спустилась к святому колодцу, над которым воздвигнута православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника, где по преданию совершилось первое приветствие Архангела Гавриила Деве Марии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), когда Пречистая пришла к колодцу набрать воды. Отслужив молебен у святого колодца с чтением Евангелия о Благовещении, о. Амвросий окропил паломников святой водой из колодца.
Из Назарета группа переместилась в Кану Галилейскую, где посетила православный храм св. Георгия Победоносца на месте Брачного Пира. Отсюда паломники направились в Табху, чтобы молились на месте умножения Христом Господом пяти хлебов и двух рыб. Затем группа паломников посетила в Капернауме храм двенадцати апостолов, построенный в ХХ в. и отправилась в Магдалу — подворье Горненского монастыря РДМ на месте, где по преданию, Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Мк. 16: 9).
Здесь, после молитвы в храме св. равноапостольной Марии Магдалины, прибывших угостили обедом с «рыбкой ап. Петра», после чего паломники купались в теплом родоновом источнике.
На следующий день в пятницу 6 ноября в праздник Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» паломническая группа направилась в г. Хайфа, где в храме Подворья РДМ св. пророка Божия Ильи на горе Кармил архим. Амвросий совершил Божественную Литургию в сослуженнии прот. Мирослава Витива, ключаря подворья, и прот. Игоря Базаринского, заведующего канцелярией Киевской митрополии, присоединившегося к паломникам из Милана с группой паломников из Киева.
Все паломники, причастившись св. Христовых Таин, после службы и обеда посетили пещеру пророка Ильи, где он жил, и над которой построен храм кармелитского монастыря «Стелла Марис».
И отсюда паломничающие направились к месту, где пророк Илья принес чудесную жертву, когда с неба сошел огонь Господень и пожрал жертву всесожжения, дрова, камни, почву и поглотил воду, в которой пребывала жертва, посрамив языческих жрецов Ваала. На этом месте горы Кармель монахи-кармелиты в 1868 году возвели католический монастырь в честь посрамления жрецов Ваала, который получил арабское имя «Мухрака» — «огненное место». Алтарь храма построен над жертвенником из двенадцати камней, символизирующих двенадцать колен Израиля. Помолившись на этом святом месте, паломники направились в г. Иерусалим.
В субботу 7 ноября, в день памяти св. праведной Тавифы, паломническая группа прибыла в г. Яффо (южный район Тель-Авива), на Подворье Праведной Тавифы Русской Духовной Миссии, расположенного на месте погребения праведной Тавифы, воскрешенной св. апостолом Петром (Деян. 9: 36). Здесь, в день храмового праздника в церкви ап. Петра и прав. Тавифы, архим. Александр (Елисов), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершил Божественную Литургию в сослужении архим. Сергия (Объедкова), казначея РДМ, прот. Игоря Пчелинцева, ключаря подворья Праведной Тавифы, архим. Амвросия (Макара) и прот. Игоря Базаринского. Паломники, причастившись за Божественной Литургией, участвовали в праздничном крестном ходе и молились с архим. Александром и с сослужившими ему священнослужителями перед гробницей прав. Тавифы.
После общения с прихожанами подворья паломники отбыли в г. Лидда, чтобы поклониться гробнице вмч. Георгия Победоносца, большая часть мощей которого в 11 в. крестоносцами была перенесена в небольшой городок Портофино, расположенный на лигурийском побережье Италии.
Затем паломническая группа, направляясь в Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, расположенный в районе Эйн-Карем, остановилась на молитву на месте встречи Девы Марии и прав. Елизаветы, матери Иоанна Крестителя и рождения Иоанна Предтечи. В Горненской обители паломники, поклонившись святыням храма Казанской иконы Божией Матери, поднялись в церковь Всех Святых в земле Русской просиявших, где молились и исповедовались за всенощным бдением. После богослужения архим. Амвросий с паломниками поздравил настоятельницу обители игуменью Георгию (Щукину) с наступающим ее Днем рождения, пожелав ей крепкого здравия и обильных милостей Божьих в ее служении.
Возвратившись в Иерусалим, паломническая группа поздним вечером вместе с о. Амвросием, поя тропарь Пасхи «Христос Воскресе», направилась на ночную Литургию на Гробе Господнем в храм Воскресения Христова. Поклонившись Гробу Господню, Голгофе, Камню помазания, месту обретения Креста Христова и другим святыням храма, паломники молились за Божественной литургией на Гробе Господнем. Причастившись св. Христовых Таин, после окончания богослужения паломническая группа, также поя тропарь Воскресению Христову, возвратилась в гостиницу.
В воскресенье утром 8 ноября, в день праздника вмч. Димитрия Солунского, паломники направились в Гефсиманский сад. Здесь, у скалы открытого алтаря, расположенного около францисканского католического храма всех наций или базилики Агонии Господней, посвященной Страстям Христовым, где по преданию Иисус Христос совершил Моление о чаше (Мк. 14: 32-42) в последнюю ночь перед взятием Его под стражу, архим. Амвросий совершил молебное пение с чтением Евангелия о Молении Иисуса Христа об отвращении от Него чаши страданий. Поклонившись этому святому месту в Гефсиманском саду, паломническая группа поднялась в монастырь св. равноап. Мариии Магдалины, где в храме монастыря был совершен молебен свв. преподобномученицам Великой княгини Елизавете и инокине Варваре. Молящиеся приложились к мощам преподобномучениц и о. Амвросий помазал их святым елеем. Спускаясь с горы, паломники посетили место, где ап. Фома сподобился получить св. пояс от явившейся ему Пресвятой Богородицы, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в монастыре святой Марии Магдалины.
Затем паломническая группа направилась в Иудейскую пустыню, в Лавру преп. Саввы Освященного. Этот древнейший общежительный монастырь был основан преп. Саввой в долине Кедрон в 484 г. В монастырь, в котором был создан Иерусалимский богослужебный устав, который распространился затем по всему православному миру и используется в богослужениях по настоящее время, по давней традиции обители женщинам запрещается входить. Поэтому паломницы остались вне обители, а мужская группа вошла в монастырь св. Саввы. Паломники-мужчины в центре обители поклонились гробнице преп. Саввы и, войдя в собор Благовещения Пресвятой Богородицы, приложились к мощам преп. Саввы Освященного и к чудотворной иконе Божией Матери Троеручицы. Затем они посетили пещерный храм свят. Николая Чудотворца, приложились к честным главам монахов-мучеников, замученных персами в 614 г., и пропели молебен свят. Николаю. Паломники также посетили пещеру преп. Иоанна Дамаскина, который в VIII веке в Лавре принял монашеский постриг и прожил в ней около 50 лет. Поблагодарив братию за возможность поклониться и помолиться у святынь Лавры, мужская группа возвратилась к женской группе, которая, посмотрев святую обитель с высоты холма, пела акафист преп. Савве Освященному. Две группы, соединившись, окончили пение акафиста и уехали в гостиницу РДМ в Вифлееме.
Ранним утром в понедельник 9 ноября паломники отправились в длительное путешествие в Египет на гору Синай, в сопровождении монахини Параскевы, насельницы Горненского монастыря. Вечером паломническая группа, прибыв в монастырь великомученицы Екатерины, основанный в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай или библейской горы Хорив на высоте 1570 м., расположилась в гостинице обители. В полночь 10 ноября, в день памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, архим. Амвросий в сослужении прот. Игоря Базаринского совершил Божественную Литургию в монастырском храме св. мученика Трифона. Причастив паломников и кончив Литургию, архим. Амвросий сердечно поздравил монахиню Параскеву с ее тезоименитством, пожелал ей крепкого здравия и сил нести такое важное для Церкви служение в Святой Земле и поблагодарил ее за то, что она в День Ангела сопровождает паломническую группу.
Затем паломники собрались перед гостиницей и начали восхождение на Моисееву гору, возвышающуюся над уровнем моря на 2285 м., где пророк Моисей дважды пребывал по сорок дней и сорок ночей. В течение первых сорока дней он получил наставление, каким образом устроить скинию или походный храм, и в завершение пребывания Моисея на горе Господь даровал ему две скрижали, на которых перстом Божиим начертаны были десять Заповедей Божиих (Исх. 24: 12-18, 31; Втор. 9 :9-11). Но эти скрижали пророк Моисей разбил перед согрешившим народом, уклонившимся в идолопоклонство. Во вторые сорок дней Моисей снова получил скрижали с десятью Заповедями Божиими, и по просьбе его увидеть славу Божию Господь даровал пророку увидеть отблеск Божественной славы, или, как Сам Бог сказал ему: «увидишь Меня сзади» (Исх. 33: 23). Поэтому Моисей называется Боговидцем. К тому же, когда пророк второй раз спустился с горы к народу, люди не могли смотреть на его лицо, так как от него исходили лучи яркого неземного света. Говорил Моисей с народом, закрывая свое лицо покрывалом. Паломники, поднявшись на эту чудесную гору Моисееву до рассвета, пели молебен пророку Боговидцу Моисею, а при восходе солнца все торжественно пели пасхальный канон. Поблагодарив Господа за такую неизреченную возможность молиться и славить Его на Моисеевой горе, паломники спустились с горы в монастырь вмчц. Екатерины.
В Преображенском соборе обители они поклонились честной главе и деснице великомученицы Екатерины и затем посетили находящуюся за алтарной частью базилики Преображения часовню Неопалимой Купины, построенную еще в IV в. на том месте, где Бог разговаривал с Моисеем. Входя в часовню, паломники сняли обувь, следуя велению Божию, данному Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Ис. 3: 5). Кланяясь и лобызая место, где росла Неопалимая Купина, пересаженная позже в место в нескольких метрах от храма, над которым возвышается престол часовни, паломники молились и благодарили Милосердного Бога за то, что Он сподобил их посетить это святое место. Затем паломническая группа, помолившись у колодца Моисея, расположенного к северу от базилики Преображения, у которого, по преданию, Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх. 2: 15017), посетила Библиотеку монастыря, где познакомилась с богатством сокровищницы монастыря, древнейших икон, свитков, манускриптов, книг. Посетив и помолившись также в костнице (оссуарии) — монастырской усыпальнице, где собраны останки монахов, подвизавшихся в разное время в этой обители, — паломники простились с монастырем вмчц. Екатерины и возвратились в Израиль, в Вифлеем.
В среду 11 ноября паломническая группа прибыла в Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, чтобы отслужить благодарственный молебен и поклониться святыням собора. Архим. Амвросий, встретившись с архим. Александром, начальником Русской Духовной Миссии, сердечно благодарил его за прекрасно организованное паломничество и пожелал ему милостей Божиих в нелегком, но очень благодатном служении в Святой Земле. Из Миссии паломники переместились в Греческую Патриархию, резиденцию Патриарха Иерусалимского и всея Палестины, где они были приняты вместе с другими паломническими группами Блаженнейшим Патриархом Феофилом III. Блаженнейший Феофил после своего патриаршего слова благословлял каждого паломника, преподавая священникам перламутровые наперсные кресты, а мирянам иконки. Сделав общую фотографию с Патриархом Феофилом и пропев Блаженнейшему многолетие на разных языках, паломническая группа направилась к церкви, построенной на месте Рождества Пресвятой Богородицы. В церкви все молились за молебном Божьей Матери, и после молебна о. Амвросий помазал молившихся св. елеем. Потом паломники по-очереди спускались в глубокую и маленькую пещеру, сооруженную над местом рождения Пречистой Девы Марии, кланяясь месту Рождества Пресвятой Богородицы и славя Ее.
Затем паломники взяли в руки свои кресты и направились в Преториум, бывшую Иерусалимскую резиденцию прокуратора Понтия Пилата у крепости Антония, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония, где Господь Иисус Христос был осужден на Крестную смерть. Христос Спаситель поднимался в Преторий и спускался, осужденный и измученный после бичевания, истекая Кровью, в терновом венце, неся Крест на Голгофу, по Ступеням, которые, по преданию, были привезены в 326 году из Иерусалима святой равноапостольной Еленой в Рим. Эти 28 Ступеней, или Святая лестница (лат. Scala Santa) находятся в римской церкви Святая Святых (Санкта Санкторум) рядом с Латеранским собором, по ней паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа.
Из Претория паломники, неся кресты в руках, спустились в темницу, где Христос Спаситель был под стражей. Здесь на месте тюрьмы римского Претория построен греческий православный храм, в крипте которого находится темница Христа. В ней сохранилась пещерка с каменной скамьей с двумя отверстиями для ног, в которые продевали ноги узника и снизу сковывали их цепью. Паломническая группа поклонилась этому святому месту, где Господь был в заточении несколько часов перед Своими страданиями и крестной смертью. В храме паломники после чтения архим. Амвросием Евангелия Страстей Господних приложились к Евангелию и с пением тропаря «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» пошли крестным путем на Голгофу, сердечно молясь Страждущему Господу за грехи людей. Шествуя Крестным путем, паломники останавливались на особо почитаемых местах, описанных в Евангелиях или запечатленных в Священном Предании, где Христос Спаситель останавливался, неся Крест, идя на Голгофу. Это места: где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест (Матф. 27: 32, Мар.15: 21, Лк. 23: 26), где святая Вероника отерла лик Спасителя своим платком и на нем осталось изображение Его Лица, где Христос обращается к плачущим женщинам, дочерям иерусалимским (Лук. 23: 27-31).
На месте последнего падения Христова перед Голгофой построена коптская церковь, под которой находится древняя цистерна. Паломники, посетив ее, пошли в эфиопскую церковь, построенную на месте обнажения Христа. Здесь римские солдаты разыгрывали в кости одежду осужденных на казнь, что они совершили и с хитоном Христа Спасителя, как повествует Евангелие: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины». (Ин. 19, 23-24). Далее группа паломников, поклонившись Голгофе, Камню Помазания и Гробу Господню, пприбыла в храм Александровского подворья, построенный на месте Порога Судных Врат, т.е. порога древних ворот, через которые по преданию переступал Иисус Христос, ведомый на Голгофу. Перед Судными Вратами приговоренному в последний раз зачитывался приговор и после этого он уже не подлежал обжалованию. Архим. Амвросий в храме прочитал Евангелие о распятии Христа Господа и паломники, пройдя игольное ушко в стене древнего Иерусалима, и приложившись к камню от Голгофы, возвратились в гостиницу в Вифлеем, поя по дороге тропарь Кресту Господню.
Ранним утром 12 ноября паломники, приложившись к вделанной в пол серебряной звезде в базилике Рождества Христова в пещере, где Пресвятая Дева Мария родила Богомладенца, и поклонившись месту, где стояли ясли Христа Господа, молились за Божественной Литургией и причащались Святых Христовых Таин. Затем группа посетила пещеры, в которых подвизался Блаженный Иероним, и Молочный Грот, пещеру, где по преданию Святое Семейство укрывалось от преследования царя Ирода.
Затем паломническая группа направилась на гору Елеон и прибыла в Елеонский Спасо-Вознесенский русский женский монастырь. Поклонившись святыням Вознесенского собора, паломники пропели «Вечную память» архим. Антонину Капустину, молясь у его могилы. В Часовне обретения честной главы Иоанна Предтечи паломники кланялись месту обретения главы Крестителя Господня и молились за молебном св. Иоанну Предтече. Поблагодарив игуменью и насельниц обители за гостеприимство, группа продолжила свое путешествие и прибыла на место Вознесения Христа Господа, где равноапостольная царица Елена построила круглый храм без купола, чтобы молящиеся могли созерцать небо. Этот храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. В центре этого двора стоит восьмиугольная часовня Вознесения, внутри которой находится камень с отпечатавшейся на нем стопой Господа, окруженный мраморной рамкой. Паломники лобызали это святое место и пели молебен Вознесению Христову, за которым было прочитано Евангелие о Вознесении Господнем.
Созерцая прекрасный Вид Иерусалима с горы Елеон, группа направилась в город на гору Сион. В Сионской Горнице пели молебен и читали место из книги Деяний святых Апостолов о Сошествии Святого Духа на Апостолов и Евангелие об установлении святой Евхаристии в Сионской Горнице. Поднимались паломники на крышу Сионской Горницы и спускали с нее с пением тропаря праздника Пресвятой Троицы. На Сионе они посетили также и дом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом доме у святого Апостола после крестной смерти Христа Господа жила Пресвятая Богородица, и сюда в день Успения Матери Божий пришли апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собравшиеся в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой Марией и совершить Ее погребение. Паломники, молясь, и кланяясь этому святому месту, благодарили Пречистую Богородицу, свою Небесную Матерь, за Ее молитвенное предстательство перед Христом Богом об обращающихся к Ней людях на земле.
Затем паломническая группа прибыла на поле пастушков и спустилась в подземный храм, где в западной его стене находится могила пастушков. На этом месте пастухи сподобились увидеть Ангела Господня и услышать от него радостную весть о рождении Христа, как повествует Евангелие: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Поклонившись новорожденному Спасителю, пастухи вернулись назад, «славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2, 16). Поэтому это святое место называется Полем Пастушков. В IV в. св. царица Елена преобразовала естественную пещеру, где находились пастухи во время откровения, в храм с мозаикой и купольными сводами, посвятив его Богородице, Иосифу Обручнику и трем пастухам. Паломники молились и слушали святое Евангелие о Рождестве Христовом, кланяясь гробнице святых пастушков, пели Рождественский тропарь и другие песнопения, переместившись в православный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, построенный рядом с пещерой Пастырей.
Затем паломники посетили церковь св. Николая в Бейт Джала, в Палестине, построенную над пещерой, в которой согласно местному преданию подвизался святитель Николай Чудотворец во время его паломничества в Святую Землю в 312-314 годах. Здесь он хотел и остаться, но услышал голос Божий, повелевающий ему вернуться на Родину и служить людям. Поклонившись и приложившись к иконе свят. Николая, архиепископа Мирликийского в пещере, паломническая группа молилась за молебном св. Николаю Чудотворцу у частицы его мощей, переданной из Бари в 1967 г. После молебна архим. Амвросий помазал всех св. елеем.
13 ноября, в пятницу, паломники прибыли на подворье РДМ «Св. Иоанна Предтечи» в Иерихоне. Здесь, по преданию, находился дом мытаря Закхея. На месте дома построен небольшой храм, названный в честь мытаря Закхея, в котором о. Амвросий с о. Игорем Базаринским совершил Божественную Литургию. Паломническая группа, причастившись за Литургией, была принята на завтрак на подворье.
Поблагодарив матушек подворья за гостеприимство, паломники направились на Сорокадневную гору или гору Каранталь. Совершив восхождение на гору, паломники вошли в греческий монастырь Искушений и в храме монастыря, приложившись к святым иконам, поднялись выше, где находится камень, на котором молился Спаситель. Сюда Господь был возведен Духом и пробыл 40 дней, искушаемый от диавола (Мф. 7: 1-11). Помолившись у святого камня и облобызав его, паломники слушали чтение Евангелия об Искушении Иисуса Христа от диавола, после чего о. Амвросий помазал всех св. елеем.
Затем паломническая группа, спустившись с Сорокадневной горы с пением Иисусовой молитвы, направилась на священную реку Иордан, на место Крещения Господня, в Вифавар, в километре от современного Бейт-Авары, недалеко от Мертвого моря, напротив Иерихона. Сейчас это место является пограничной зоной, здесь проходит граница с Иорданией. Паломники оделись в специальные белые длинные рубашки для погружения в реку Иордан. На берегу реки они отслужили молебен с чтением Евангелия о Крещении Господнем и, сойдя в реку с пением тропаря Крещению Господню, все погружались в святую воду Иордана. Выйдя из священных вод реки Иордан, паломники продолжали петь тропарь празднику Богояления и благодарили Бога за Его обильные милости.
От реки Иордан паломническая группа поехала в монастырь преп. Герасима Иорданского, чтобы помолиться у Чудотворной иконы Божией Матери Млекопитательницы. После молебна Пресвятой Богородице архим. Амвросий помазал паломников св. елеем от чудотворной ионы. Затем все возвратились в Иерехон, в греческий мужской монастырь св. пророка Елисея, ученика пророка Илии. Пророк Елисей издревле считается покровителем г. Иерихона. Его жители, почитая пророка Елисея, помнят, как пророк, бросив горсть соли в источник с горькой водой, сделал его воды пригодными для питья. Этим источником и поныне пользуется весь город. Паломники пили воду из источника, находящегося на территории монастыря, окроплялись ею и молились у древа мытаря Закхея, слушая Евангелие об обращении начальника мытарей Закхея, который залез на это дерево, смоковницу, чтобы только увидеть Господа, а услышал о желании Его прийти в его дом: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19: 5), где Закхей принес покаяние. Приложившись к иконам храма монастыря, паломническая группа еще раз посетила Иерусалимский храм Воскресения Христова, поклонившись Гробу Господню, Голгофе и Камню помазания.
14 ноября, в субботу, паломники прибыли к Гробнице Пресвятой Богородицы в Гефсиманию, находящуюся у подножия западного склона Елеонской горы. Поклонившись гробницам святых праведных Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, паломническая группа спустилась в храм Успения Пресвятой Богородицы, где все приложились к Гробнице Пресвятой Богородицы и к иконе Иерусалимской Божией Митери. Паломники молились и причащались на Божественной Литургии. Поблагодарив Пресвятую Богородицу за радость молитвы у Ее святой Гробницы в завершении паломничества по Святой Земле, группа отправилась в аэропорт и возвратилась в Милан.