17 сентября, в субботу 13-й седмицы по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В субботнем евангельском чтении было прочитано зачало, в котором фарисеи задали вопрос Господу Иисусу Христу об уплате подати кесарю: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. (Мф. 22: 15-22). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови», — отвечает Христос Господь искушающим Его иудеям, фарисеям и иродианам, которые, как мы слышали в Евангелии, видели, что Иисус Христос учит народ следовать Божьему Закону, учит правде, но завидовали этому, потому что народ шел за Христом Господом и впитывал в свои сердца эти слова, которые Господь им говорил. Но фарисеи, видя этот успех, хотели уловить Христа Господа хоть в чем-то, чтобы Его обличить перед народом.
Они спросили Его о подати кесарю, надо ли ее платить, или не надо. Христос Господь, указав им на динарий, на котором и лицо, и надпись императора, сказал им, что это его, это ему отдайте, а есть Божье, которое надо отдать Богу. И все, кто слышал это, удивлялись о той истине, о которой Господь говорил.
Господь этими словами вносит в сердце человека все более и более глубокую ясность о том, что есть земное, а что есть небесное. Мы верим, что православные христиане должны это всегда помнить. Есть земные вещи, а есть небесные, и нельзя их смешивать, а наоборот, надо все больше и больше видеть, что есть что в нашей жизни, и не подменять одно другим, как это часто люди делают, забывая о том, что есть небесное, и что есть земное, и гоняясь за земным как за небесным, гоняясь за тем, что исчезает, истлевает, проходит, забывая, что есть вечные блага, которые не проходят. Есть то, что надо отдать кесарю, но есть и то, что надо отдать Богу.
И Господь нас учит, дорогие братья и сестры, чтобы мы всегда помнили о том, что земные дела, земная наша жизнь, все, что мы совершаем на земле, — это есть земное, мы должны его чествовать и с усердием совершить, но не забывать о небесном, о том, что есть вечное, непреходящее, Божье.
Мы слышали, как апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении говорит коринфским христианам о том, что есть Евангелие, что есть благовестие, которое апостолы им принесли. Это есть тайна Божьей премудрости, сокровенная тайна, которую это мир понять не может, а только верующий человек сердцем может воспринять эту тайну Божьей премудрости и вечной жизни. И как раз апостол Павел подчеркивает то, что есть эта небесная жизнь, которую человек может переживать, живя на земле и помня об этом вечном и непреходящем, о том, чем мы должны жить, совершая свою жизнь на земле, помня о том, что Господь дарует нам. Апостол Павел прямо говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).
Поэтому верующий человек помнит, что есть вечная жизнь, есть Царство Небесное, которое прежде всего он должен искать на земле. И есть то, что Господь прилагает нам к этому поиску Царствия Небесного – земные блага. Человек, ища небесных благ, того, чего око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, итак совершает все на земле наилучшим образом. Даже если жизнь его становится трудной и невыносимой, он все равно радуется серди всех проблем, среди всякого горя, нестроений, разрушений, разбитости. Он не печалится, потому что он знает эту премудрость Божию, то, что Господь уготовил любящим Его – Царствие Небесное. И он совершает все в своей жизни так, как он может и должен совершать, всегда радуясь, даже если многое и не получается ему совершить. Он все равно радуется, потому что не земного он ищет, не земного успеха, а небесного, вечного, именно того, чего око не видело и ухо не слышало, и что на сердце человеку не приходило, то что человек себе представить не может, что ему уготовлено.
Но он может это сделать тогда, когда будет совершать все в своей жизни так, как он должен совершать, по совести. Тогда он увидит, как отдавать кесарю кесарево, и как отдавать Богу Божье.
Если мы помним, что все мы должны совершать в своей жизни по совести, спокойно, надеясь на Бога, ища Царствие Небесное, Господь нам поможет совершить и земное, и небесное наилучшим образом.