В среду 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, на Свято-Амвросиевском приходе было совершено ночное богослужение. После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Иоакимм и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем». Воспевая эти слова в кондаке Рождества Пресвятой Богордицы и Приснодевы Марии, мы прославляем тот величественный день, когда в мир пришла Сама Матерь Божия, Та, Которая удостоившись быть Матерью Господа, дала людям Христа, и человечество возвращается на небо. Потому что до Рождества Пресвятой Богородицы небо было закрыто. Даже праведники сходили в шеол, где не могли соединяться с Господом и пребывать во славе Его.
А вот Рождество Пресвятой Девы Марии — это уже начало возвращения человека к Самому Господу. Потому что пришла в мир Та, Которая не согрешила. Рождается Та, Которая от начала до конца Своих дней принадлежит только Богу, Которая не имеет Своей воли, а исполняет волю Божию. И поэтому не имеет греха. Потому что ищет не Своего, а ищет того, что дарует человеку Благодать Божию и пребывание с Господом.
Мы прекрасно знаем, как наша воля часто противостоит воле Божией, и поэтому ныне, рождаясь в этот мир, Пресвятая Богородица взывает к нашим сердцам помнить, что только воля Божия – это жизнь, это радость, это свет, это удовлетворение нашего сердца. А там, где начинается воля человеческая, без воли Божией, — это печаль, это отчаяние. Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы – это начало исцеления человеческих душ.
Поэтому мы поем в сегодняшнем кондаке: «Иоакимм и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем». Потому что на земле уже Та, Которая живет по воле Божией, а не по Своей. Мы прекрасно понимаем, как это важно. Жить по воле Божией — это значит, Господь действует в нашей жизни. Он ее делает чудесной, божественной.
Пресвятая Дева Мария, этот чистейший сосуд, напоминает нам, что Она в Рождестве Своем уже освобождает Адама и Еву от тли смертной, от того, что разрушает жизнь, не дает человеку жить, так как Господь человека создал для радости и удовлетворения сердца. Ведь грех, совершающийся по воле человеческой, — действительно, тля, которая тлит нашу бессмертную душу. А Рождество Пресвятой Богородицы освобождает нас от этого. Потому что Пречистая Дева Мария учит нас совершать волю Божию, чтобы освобождаться от того, что губит нашу жизнь, вносит в нее печаль.
И пусть этот праздник Рождества Пресвятой Богородицы будет для нас величайшей радостью, о которой мы поем в тропаре праздника. Радостью, которая нам напоминает, что воля Божия – это жизнь для нас, это Господь в нашей душе. А воля наша, не согласная с волей Божией, — это томление души, это тля смертная, которая приносит только одну печаль.
И пусть праздник Рождества Пресвятой Богородицы принесет нам эту радость, это желание преодолеть то, что нас искушает, то, в чем совесть нас обличает. А ведь много есть того, что мы должны отвергнуть. Во многом мы не должны слушаться воли своей, а совершать волю Божию.
А совершать волю Божию — значит, смириться, кротко и терпеливо все перенести. Это есть воля Божия. И мы не должны думать, что волю Божию трудно исполнять. Ее трудно исполнять, когда нам хочется, как нам хочется. Но когда мы скажем: да будет воля Твоя, Боже, — в чем заключается смысл нашей молитвы, — Господь пребывает в нашей душе.
И Рождество Пресвятой Богородицы учит нас этой радости, которую мы можем переживать в нашей душе каждый раз, когда мы отвергаем свою волю и исполняем волю Божию.
Также и утром в день праздника о. Амвросий отслужил Божественную литургию и произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо воссия Солнце Правды, Христос Бог наш». Мы прославляем ныне в Рождестве Пресвятой Девы Марии, Матери Божьей, именно это начало прихода на землю Христа Господа, Солнца Правды. Ибо Пресвятая Богородица, рождаясь от праведных Иоакимма и Анны, приходит в этот мир для того, чтобы создать другую жизнь, без греха, следующую только заповедям Божиим, исполняющую волю Божию. И это уже есть свет во мраке человеческого греха.
Рождается Пречистая Пресвятая Дева Мария, Которая кроме света ничего не знает. Она во свете пребывает, и поэтому Сам Сын Божий, Христос Господь вселяется в Ее чрево. Она рождает Солнце Правды, как мы поем в тропаре Рождества Христова. Но и ныне мы поем то же самое:«из Тебе бо возсия Солные Правды». Потому что Дева Мария – это воистину начало света человеческих душ, начало сияния Солнца Правды в сердцах человеческих.
Православная Церковь, так торжественно празднуя Рождество Пречистой Девы Марии, Пресвятой Богородицы, прославляет Ее, потому что до Нее была тьма в этом мире, тьма греха, тьма слабости человеческой, а отныне, после Рождества Пресвятой Богородицы, сияет Солнце Правды. Она несет свет, Она дарует каждому человеку надежду.
Мы знаем из предания, как было трудно святым Иоакимму и Анне. Они были бездетны, но они были праведны. Они просили Господа даровать им дитя и никогда не отчаивались, потому что знали, что воля Божия была правильной. Как Господь дарует, так должно быть. Они просили дитя, но Господь не давал им.
Но они просили с надеждой, верили в то, что Господь даст им просимое, потому что Он есть истина. И они не думали о том, как это будет, они только отдавали в руки Божии все и радовались этому, хотя их поносили, хотя их не принимали, как Божиих людей, хотя их отвергали как грешников. Это их не сбивало, а наоборот, чем больше трудностей было, тем больше они возлагали надежду на Бога, потому что пребывали в свете заповедей Божиих. И Господь даровал им неизреченный дар — родить Ту, Которая принесет в этот мир спасение, родит Христа Господа, Солнце Правды.
Святые праведные Иоакимм и Анна жили только Словом Божьим, только надеждой на Бога. Хотя им было трудно, они никогда не отчаивались, они никогда не падали духом, а наоборот, еще больше чувствовали, как Господь пребывает с ними. Именно это дало им родить Пресвятую Богородицу, из Которой воссияло Солнце Правды, Христос. Христос, Который просветит каждого человека, и в этом свете каждый человек увидит, как благ Господь.
Святые праведные Иоакимм и Анна говорят своей жизнью о том, что свет Христов светит в сердце, которое спокойно все переносит, которое надеется на Бога, которое не печалится, что не так происходит в его жизни, как хотелось бы, а наоборот, еще больше радуется, потому что Господь — Этот Свет неизреченный — неизреченно дарует Свое благо Своим верным. И свет этот — наше смирение, наша кротость, наше терпение, наша надежда. – Это истинный свет.
Пресвятая Богородица рождается в этом мире для того, чтобы дать нам силу совершать все в своей жизни с надеждой на Бога. Потому что в этой надежде Сам Господь, Солнце Правды сияет. И мы, славя ныне родившуюся Деву Марию, благодарим Господа за то, что Он слышит молитвы святых, что Он дарует этот свет каждой душе, которая томится во мраке своих грехов, дарует свет, чтобы преодолеть свой грех.
И человек, получая этот свет, радуется в нем и благодарит Бога. Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы, произошло для того, чтобы возрадоваться нам свету, который Господь дарует нам во мраке греха. Пресвятая Богородица прожила святую жизнь, не знала греха, не знала мрака, знала только свет, знала только послушание Богу, исполнение Его воли. И поэтому из Нее воссиял свет, Солнце Правды, Христос Господь.