В воскресенье 25 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и молебен перед Боянской иконой Пресвятой Богородицы. В воскресном евангельском зачале были прочитаны слова Господа Иисуса Христа: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 13-17). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова в сегодняшнем евангельском чтении — слова Евангелия о любви Божией, о том, как Отец Небесный любит человека и ищет его спасения, отдает Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в спасение через Сына Божьего распятого мог наследовать вечную жизнь. Любовь Божия всегда ищет человека, всегда Господь хочет быть вместе с человеком. Он всегда рядом, Он даже ближе к нам, чем мы сами к себе. Потому что Он – Господь, Он – Творец, Он всеблагой и ищет нас. И эта неизреченная любовь Божья отдает Себя. Отец Небесный отдает Сына Своего Единородного на распятие, на Крест, чтобы этим Крестом помочь человеку преодолеть в себе грех и соединиться с Богом.
Крест Христов – это величайший дар человеку, потому что, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, всякий, кто посмотрит на Крест с верой, будет спасен.
О Кресте уже было возвещено, когда израильский народ страдал от укуса змей в пустыне, и Моисей, обратившись к Богу, прося о народе своем, услышал от Господа указание, по которому он создал медного змея, висящего на шесте в виде креста, чтобы каждый, кого укусил змей, мог посмотреть на змия и не умереть.
И действительно, этот змий в пустыне, вознесенный Моисеем, был среди народа, которого жалили змеи, и все, кто смотрел на него, не умирал. Этот образ медного змия был образом Христа Господа, распятого на Кресте. Мы помнил, что когда святитель Амвросий Медиоланский построил церковь, в которой потом сам почил, он говорил язычникам об этом чуде, о медном змие. Язычникам, которые чтили бога Эскулапа и его змия. И когда святитель Амвросий им говорил о змие, который, действительно дарует человеку силу и благодать Божию, язычники поверили, потому что они знали, что есть сила Божия, которая спасает человека. И они заинтересовались этим и построили базилику, которую мы видим до сих пор, в центре которой с левой стороны змий, а с правой — крест с распятым Христом Господом.
Для нас, верующих во Христа, это очень важно. Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, что Господь отдал Сына Своего Единородного, чтобы все, кто с верою посмотрит на распятого Христа Господа, имели жизнь вечную, чтобы этот взгляд на распятого Христа был взглядом нашей надежды, нашей радости, нашей благодарности Богу.
Неделя перед Воздвижением посвящена тому, чтобы нам напомнить, что есть Крест Господень и Христос, распятый на Нем. Как нам надо взирать на него? Нам, которых жалит мир, с нашими страстями, нашими слабостями? Когда мы смотрим на Крест, наша душа не поддается миру, она укрепляется в борьбе с грехом. Для этого и дан крест, чтобы мы на него взирали.
Ибо в этом сама любовь Божия: так любит Бог человека что отдает Сына Своего на распятие.
И апостолы, когда проповедовали Евангелие, проповедовали именно эту силу Креста Господня. Особенно апостол Павел, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 65 14). Крест помогает нам, как апостол Павел учит, распять нашу плоть со страстьми и похотьми, для того, чтобы не поддаться разрушающему миру, умерщвляющему наши души, а наоборот, чтобы быть как израильтяне, которых жалили змеи, но которые смотрели на медного змия и все оставались живы, уча нас этим, что мы также должны смотреть в нашей жизни на Крест Господень. Поэтому на персях наших мы носим крест, для того, чтобы сила Божия совершалась в нашем сердце.
И пусть Господь, Отец наш Небесный, даровавший нам распятого Сына Своего, проникает в наше сердце. Сердце, истомленное борьбой с грехом. Но когда мы смотрим на Крест, на котором пригвождены наши грехи, сердце наше оживает, радуется и благодарит Бога. И хотя мы часто падаем в грех, часто разбивает нас грех, но в покаянии мы снова и снова подымаемся, взираем на распятого Христа Господа и благодарим Отца нашего Небесного за любовь, изливающуюся в наши сердца через Крест, через распятие Христа Господа.