Богослужение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

27 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. После богослужения настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) поздравил с 60-летием прихожанку Нину и подарил ей икону. В воскресном евангельском зачале была прочитана притча Господа Иисуса Христа о милосердном самарянине: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 25-37). После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Иди и ты твори такожде». Этими словами оканчивается сегодняшнее воскресное евангельское чтение, в котором Господь рассказывает притчу о милосердном самарянине. Мы слышали, как один законник подошел к Господу, спрашивая Его и искушая, как унаследовать жизнь вечную. Но Господь прямо ему говорит: ты же Закон Божий знаешь. И он действительно засвидетельствовал, что говорит об этом Закон Божий, как унаследовать вечную жизнь: надо возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душою своею, всей крепостью своей и всеми мыслями своими, а также ближнего, как самого себя.

Но законник, желая оправдаться, спрашивает о том, кто есть ближний. И Господь предложил ему притчу о милосердном самарянине, который, в противовес священнику и левиту, которые прошли мимо умирающего, побитого разбойниками человека, умилосердился над ним, повязал его раны, возлив на них вино и елей, позаботился о его лечении, отдал себя этому ближнему, как только мог.

И Христос Спаситель говорит законнику: вот, кто ближний. Тот, кто проявил милосердие. Иди и ты твори так же.

Казалось бы, простые слова, проявить милосердие к ближнему, отдать ему себя, настолько, насколько мы это можем сделать. Это исполнение заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Любить ближнего – значит, не любить себя. Любить ближнего – значит, ненавидеть свои желания, свои прихоти, которые не только противостоят этой заповеди, возлюби ближнего, как самого себя, но и разрушают сердце человека, приносят только одну печаль и отчаяние.

Потому что наши страсти, наши прихоти – это то, что противостоит нашей жизни, нашей радости. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел говорит о том, каков человек до борьбы со своими похотями, и каков он после этой борьбы. Апостол Павел прямо говорит эфесским христианам, что они были мертвыми, когда они жили по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов своих.

Человек, действительно, служа себе, разрушает себя, умерщвляет свою душу, как говорит апостол, над таким человеком — гнев Божий. Человек, который исполняет свои плотские похоти, живя по желанию своей плоти и своих помыслов, действительно, далек от самой жизни, от самой радости. Как говорит апостол Павел, он не имеет благодати Божией. Он должен преодолеть своего плотского человека и стать милосердным самарянином, который, видя человека страждущего, не только не проходит мимо, но все отдает, чтобы помочь ему избавиться от проблемы.

Потому что в этом наша жизнь, в любви ко Христу и к ближнему. Христос Спаситель, принеся нам Евангелие о любви к ближнему, принес в нашу жизнь это глубокое изменение, противостояние своим похотям, своим страстям.

Мы сегодня празднуем праздник св. ап. Филиппа, одного из двенадцати апостолов, которого Господь одним из первых призвал после Петра и Андрея, которые тоже были из Вифсаиды, как и Филипп. И когда Филипп услышал от Господа «иди за Мной», он пошел. И он не просто пошел за Господом, но так глубоко эти слова вошли в его сердце, что он начал ими жить, этими словами.

Он побежал к своему другу Нафанаилу делиться своей радостью. Он ему сказал: мы обрели Того, о Ком Моисей и все пророки писали, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил не мог понять, почему Мессия происходил из Назарета, совсем не славного города. Но это не поразило Филиппа. Он ему сказал: приди и виждь, и ты сам увидишь, Кто Это.

И когда Нафанаил встретился со Христом Господом, он так же проникся этой встречей, как и апостол Филипп. И жил всегда этой встречей, как и апостол Филипп. И вот, после Вознесения Господня и Сошествия Святаго Духа на апостолов, приняв Духа Святаго, апостолы понесли благовестие Христово в мир, обращая многих ко Христу Господу, свидетельствуя им о том, как их сердце изменилось, когда они встретились со Христом Господом, что их сердце получило.

А получило оно настолько большой дар, что стало противостоять своим плотским похотям, противостоять исполнению желаний плоти и помыслов. Об этом была евангельская проповедь апостола Филиппа и других апостолов. И успешность их была в этом. Они многих обращали ко Христу Господу.

И когда апостол Филипп пришел в город Иераполь Фригийский, который славился мощным язычеством, служением многим культам, где даже был храм ехидны, которую апостол Филипп умертвил своей молитвой, он обратил многих ко Христу Господу, обратил даже жену правителя, за что затем был распят вместе с апостолом Варфоломеем.

И даже когда апостол Филипп умирал, он молился о язычниках, которые были напуганы землетрясением, призывал их обратиться ко Господу, даруя им неизреченный дар стать другими людьми, противостать своим похотям и страстям, чтобы вошла в них новая жизнь.

Рассказав притчу о милосердном самарянине, Господь говорит законнику: иди и ты твори так же, твори то, что творил милосердный самарянин. Люби ближнего, служи ему, принимай его таким, какой он есть, противостоя своему старому человеку, который судит всех, которому все не так. Потому что новый человек, который любит ближнего своего, как самого себя, не судит никого. Ведь самарянин не спрашивал, кем был человек, впавший в разбойники. Он ему помог, потому что он любил его и дал ему пример того, как надо относиться к ближнему, как его принимать, — как Самого Господа.

Следуя примеру апостола Филиппа, который многим нес проповедь о любви, и примеру евангельского самарянина, будем противостоять своему старому человеку, который служит своим плотским похотям, исполняет свои желания плоти и помыслы. Будем становиться теми, которые творят так же, как милосердный самарянин. Потому что любить ближнего — это значит, противостать себе, любить ближнего — это делать ближнему то, что мы бы хотели, чтобы делали нам самим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *