В воскресенье 2 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преп. Марии Египетской, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало о предсказании Господом Иисусом Христом Своих крестных страданий и смерти: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 32-45). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Сын Человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многи». Христос Спаситель уже перед Своими крестными страданиями возвещает ученикам о том, что будет в Иерусалиме, как Он будет предан в руки грешников, как Его будут бить, оплюют, убьют, и Он воскреснет в третий день.
Но ученики, слыша эти слова о будущих страданиях Спасителя, живут своей жизнью. Мы слышали в Евангелии, как Иаков и Иоанн хотят быть с Господом и просят Его, чтобы Он посадил их в Своей славе, одного с правой стороны, а другого с левой. И Иисус Христос им прямо говорит: не знаете, чего вы просите. И потом их спрашивает: смогут ли они пить чашу, которую Он пьет, и креститься тем крещением, которым Он крестится? То есть, смогут ли они так же перенести страдания, как Он их несет. Естественно, они сказали: да, сможем пить и чашу, которую Он пьет, и креститься крещением, которым Он крестится. А Господь им затем говорит: а дать вам сесть по правую и по левую сторону не дано Мне, это будет дано Отцом Моим Небесным тому, кому это уготовано.
Иисус Христос им объясняет, что значит уготовано сесть по правую и по левую сторону. Он говорит о земной и небесной жизни, указывает, как на земле владыки владеют народами, держат их в руках, повелевают ими. Но Христос Спаситель прямо говорит, что между Его учениками да не будет так: «кто хочет быть больший из вас, пусть станет всем слугою, кто хочет быть старшим из вас, пусть будет для всех рабом».
Христос Спаситель перед Своими страданиями учит Своих учеников тому, в чем состоит разница между земной и небесной жизнью. На земле действует закон силы, закон, который держит и упорядочивает жизнь. Но между вами, говорит Господь, да не будет так, кто хочет быть больше — пусть станет всем слугой, а старший среди вас — рабом.
Это призыв Христа Господа к ученикам и ко всем нам, дорогие братья и сестры, жить небесной жизнью, жить не тем, что предлагает этот мир, этими жесткими правилами, подчинением, возвышением друг над другом, управлением друг другом. Это земная жизнь. А вот небесная жизнь – это смирение. Это отдать в руки Божии свою жизнь и да управит Он ею, Господь Вседержитель, Всеблагой Бог. Да управит всем Он.
И это действительно так. Когда мы смиряемся в своей жизни, стараемся, чтобы Господь все управил, действительно, мы ищем совершенно другого пути. Господь нас зовет к тому, чтобы мы стали слугами и рабами для других, чтобы отдать себя другому, и тогда Он всем управит.
Это величайшее изменение души человека требует великого труда над своим «я», над своим эгоизмом, чтобы не указывать ближнему, как владыки указывают в мире сем, а чтобы служить ближнему, уподобляясь Самому Христу Господу. Он прямо говорит: Сын Человеческий не пришел для того, чтобы ему служили, Он пришел для того, чтобы послужить другим и отдать душу Свою за спасение многих.
Послужить другому – это действительно величайшее достояние человека, потому что в этом служении Господь управляет, и человек, пребывая в такой жизни, чувствует, что есть вечная жизнь, как она неизреченна, как в такой жизни нет ни печали, ни тоски, ни уныния. Ведь когда мы желаем, как мы желаем, когда управляем всем по-земному, тогда обретаем одну печаль, потому что путь этот является ложью.
Если мы совершаем то или иное в своей жизни так, как нам хочется, Господь в этом не пребывает, ведь Господь пребывает там, где мы смиряемся. Его воля прямая, Он Сам пришел не для того, чтобы Ему служили, не для того, чтобы указывать другому, а для того, чтобы послужить другим, и этому нас учит, чтобы помочь человеку подняться от земли на небо. Ведь Господь для этого пришел, для этого распинается, умирает на Кресте, чтобы помочь человеку преодолеть себя и свою волю подчинить воле Божьей.
В этом — Крест Христов, в этом и наш земной крест. Когда мы стараемся смиренно и кротко то или иное в своей жизни сделать, мы чувствуем радость, чувствуем, как наше сердце наполняется силой, благодарностью Богу и ощущает Его неизреченную поддержку. Также мы понимаем: когда мы настаиваем на своем, со своей гордостью, мы становимся одинокими перед той проблемой, которая стоит перед нами. Какая тогда печаль охватывает нас!
И святая Православная Церковь в дни Великого поста, особенно сейчас, в конце Четыредесятницы, зовет нас к подвигу преодоления себя, чтобы стать действительно слугой и рабом для других, не повелевать ими, а послужить им, ибо в этом — любовь. Любовь, которая отдает себя Богу, которая ищет воли Божьей и совершает то, что совесть говорит.
Мы празднуем ныне память святой преподобной Марии Египетской, которая дала нам величайший пример преодоления себя. Она семнадцать лет была в блуде и жила так, чтобы исполнялось то, что ей хотелось. И действительно, это было ужасно. Но когда она пошла в пустыню каяться, она преодолела все свои страсти, каждую минуту прилагая усилия, чтобы не поддаться своему желанию, своей воле, а чтобы совершать Божье. И мы видим, как святая Мария Египетская становится ангелом во плоти, потому что нет ее воли, нет ее страстей, нет ее желаний, а есть только одно: да будет Твоя воля, Господи.
И она нас зовет, дорогие братья и сестры, к этому труду над сбой, чтобы не совершалась наша воля, а чтобы мы искали воли Божьей. А воля Божья — это терпение, это смирение, это кротость. И мы прекрасно понимаем, как Господь действует в смиренном и кротком сердце, потому что Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, а для того, чтобы послужить, и нас зовет к этому же пути.
И Святая Четыредесятница – это есть путь преодоления своего «я», своей гордости, своих страстей, своего недовольства, своего ропота. И сколько этого в нас! И когда мы стараемся перебороть это в своем сердце, какой мир, какой покой входит в него! Этому нас учит Господь, потому что Он пришел послужить и позвать и нас к этому же пути.