Богослужения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

В пятницу 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В праздничном евангельском чтении было прочитано зачало о явлении Архангела Гавриила Деве Марии: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 24-38). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Пречистая Дева Мария говорит эти слова, слыша от архангела Гавриила благовестие о рождении от Нее Спасителя. Мы слышали, как в Евангелии архангел Гавриил, явившись Пречистой Деве Марии, приветствовал Ее: «радуйся, Благодатная!» Говорил Ей, что Она избрана среди других жен, и что это избранничество Ее дает возможность Ей стать Матерью Божьей, зачать и родить Сына Божьего.

И на вопрос Девы Марии, как это может произойти, если Она не знает мужа, архангел говорит, каким образом зачнется Спаситель мира, – Духом Святым. Дух Святый сойдет на Нее, Деву Марию, и Она зачнет Сына Божьего.

И Дева Мария, слыша это благовестие для всего мира, для всего человечества, принимает его и, отдавая Себя полностью Богу, зачинает Христа Господа. «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему». Дева Мария – чистота, смирение, кротость, — в начале боялась этого приближения к Ней Благовестия. Но затем Она приняла это, потому что хотела послужить людям. «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему».

В величайшем смирении принимает Дева Мария зачатие Сына Божьего в Своей утробе для того, чтобы дать миру Того, Кто сможет каждого человека, обращающегося к Богу, очистить, сделать смиренным и кротким. Дева Мария, зачиная Христа Бога в Своей утробе, дарует нам неизреченное для нашей жизни, Того, Кто может и нам помочь преодолеть в себе гордого человека и дать нашему сердцу смирение, которое будет принимать волю Божию и желать послужить Богу.

Ведь само смирение, эта величайшая добродетель, — это желание послужить Богу, Его правде, Его любви. Ведь Дева Мария, принимая в Своем чреве зачатие Сына Божьего, понимает, как это трудно будет. Но Она также понимает, как надо человеку дать Спасителя, как надо человеку дать Того, Кто поможет ему преодолеть в себе гордыню и послужить тому, что Господь Ей дал — смирению и кротости.

«Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Эти слова должны быть дорогими для нас, чтобы тогда, когда Господь ставит нас перед тем или иным моментом в нашей жизни, особенно перед трудностями и испытаниями, мы могли последовать примеру Девы Марии. Как бы нам трудно ни было, мы, как и Она, должны пожелать исполнить волю Божию. Потому что воля Божия благая, потому что она — сама жизнь, потому что она дарует человеку то, чего сам человек никогда не найдет. Дарует человеку неизреченную радость быть с Творцом, в Его любви, в Его благословении, в Его славе.

«Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», – это воззвание к нам, дорогие братья и сестры. Как мы относимся к тому, что предстоит нам сделать? Говорим ли мы: пусть будет воля Твоя, Господи, или чаще всего желаем, чтобы было так, как нам хочется?

Дева Мария, даруя нам Спасителя, взывает к нашему сердцу Своими словами: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», уча нас тому, чтобы Господь действовал в нашем сердце. Ведь Она, зачиная Слово Божие в Своей утробе, взывает к нам, чтобы Господь вошел и в наше сердце, чтобы совершалась в нас Его святая воля, а не наша, гордая и тщеславная.

И пусть праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии будет для нас всегда призывом последовать Ее примеру, принять волю Божию, чтобы Господь действовал. «Се, раба Господня», — говорит Дева Мария. Да будет воля Божья, потому что Господь действует там, где человек говорит: да будет воля Твоя, а не моя.

Праздник Благовещения — это радость неизреченная для нашего сердца, потому что можно преодолеть себя, свои желания, свои представления, видения. Наше сердце должно быть смиренно и кротко: Господи, да будет воля Твоя. Потому что, с одной стороны, мы смиряемся, отдаем себя Богу, а с другой стороны, Господь действует и совершается то, что должно совершаться. А ведь должно совершаться преодоление нашей грешной воли и водворение в нашем сердце воли Божией, святой и благой.

И пусть Благовещение, праздник, который дарует нам начало нашего спасения, как мы все поем, даст нашему сердцу силу также всегда следовать Деве Марии, как и Она, и говорить: «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему».

Также и на утреннем богослужении после евангельского чтения о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Благословенна Ты в женах», — возвещает Деве Марии архангел Гавриил, Деве, Которая кротко и смиренно служит Богу, совершает все в своей жизни так, как Господь велит. Когда Она увидела архангела Гавриила, когда архангел Гавриил сказал Ей: «благословенна Ты в женах, радуйся, Благодатная!», Она смутилась.

И действительно, Дева Мария, исполняя волю Божию, радовалась этому и была полна милости и благодати Божьей в Своем сердце. Поэтому Господь избирает Ее, безгрешную, для того, чтобы Она родила Сына Божьего, Который прийдет в сей мир и принесет в каждое сердце эту благодать, каждое сердце наполнит неизреченной Божьей милостью и любовью.

Когда Дева Мария услышала от архангела Гавриила, что Она зачнет от Духа Святаго Сына Божьего, Она приняла это благословение Божье и зачала Спасителя во чреве Своем, потому что благодать, которая наполняла Ее сердце, вела Ее к тому, чтобы дать и другим эту полноту благодати в душе.

«Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», — говорит Она архангелу Гавриилу и, исполняясь величайшей благодати, становится пространнее небес и принимает в Своем чреве Сына Божьего. Эта благодать, которая наполняла Ее, теперь еще больше пронизывает Ее естество, делает Деву Марию сосудом благодати, который несет благодать каждому сердцу. Ведь Она, зачав Христа, Спаса нашего, сподобилась дать нам Того, Кто наполняет сердца человеческие благодатью.

Мы празднуем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и радуемся этому, потому что чувствуем, как та благодать, которой Дева Мария исполнилась во время зачатия Сына Божьего, проникает в наше сердце, наполняет наши души радостью неизреченной. Мы видим, как человек в этом мире без благодати Божьей страждет, отчаивается, печалится. Потому что благодать Божия — это то, что наполняет сердце, и ничто его не может наполнить, кроме благодати Божией. Ведь сердце существует для того, чтобы наполняться благодатью Божьей, любовью, и творить в этом мире то, к чему Господь призвал человека.

Если сердце человеческое обращается к Богу, очищается от греха, прилагает все усилия, чтобы исполнить волю Божию, — это сердце чистое. Благодать Божия, входя в сердце человека, делает его сосудом, наполненным силой Божьей, которая дарует человеку величайшую радость. Человек понимает и чувствует, как трудно, когда он падает в грех, теряет благодать, как опустошается его сердце, и он страждет. Потому что сердце создано для благодати, для того, чтобы перебороть себя, свой грех, своеволие, своенравие. В этом Благовещение Пресвятой Девы Марии, потому что Она, живя в благодати Божьей, хотела, чтобы все в своих сердцах носили эту благодать и милость Божью и совершали угодное Богу.

Дева Мария, зачиная Христа Господа, уже дарует нам благодать, делится ею, чтобы поддержать нас, чтобы напомнить нам, что нет другого смысла жизни, как наполняться благодатью Божьей. Той силой жизни и радости, для которой Господь создал человека.

Но все зависит от того, насколько мы ищем этой благодати, насколько мы жаждем ее, насколько помним о том, что благодать — это наша радость, наша цель, наша жизнь. И поэтому, прославляя Деву Марию, зачинающую Христа Господа, мы поем в тропаре: «Днесь спасения нашего главизна», подчеркивая, что Дева Мария, принимая во Своем чреве зачатие от Духа Святаго Христа Господа, дарует нам возможность наполниться благодатью Божьей, возможность всегда помнить, что грех опустошает, что грех делает нашу душу жаждущей и никогда ничем не утешающейся.

И если он остается, если человек падает в грех и остается в нем, мы прекрасно понимаем, как это ужасно. Но как благодатно, когда человек кается, обращает к Богу жаждущую душу, которую ничем нельзя наполнить, никогда нельзя успокоить, пока она не найдет Господа. И пусть наши души, поющие славу Пресвятой Богородице, взирая на образ кроткой Девы Марии, принимающей зачатие Сына Божьего, возрадуются, наполняясь неизреченной Благодатью Божьей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *