В воскресенье 9 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения была прочитана молитва на освящение ваий и настоятель прихода архим. Амвросий (Макар), окропив святой водой оливковые и пальмовые ветки, раздал их всем прихожанам. В евангельском чтении было прочитано зачало о чуде воскрешения Господом Иисусом Христом Четвертодневного Лазаря и торжественном входе Спасителя в Иерусалим: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12: 1-18). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему, и зваху: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!». Евангелие ныне нам возвещает это чудесное ликование народа, приветствующего входящего в Иерусалим Христа Спаса, народа, сопровождающего Царя Вселенной, Который грядет на вольную страсть, идет в Иерусалим, как мы поем в кондаке, грядет воззвати Адама. Идет в Иерусалим, чтобы преодолеть грех, смерть, царство диавола, и дать человеку новую жизнь.
Но прежде чем Христос Господь совершает это шествие на осляти в Иерусалим в сопровождении ликующего народа, Он воскрешает из мертвых Четверодневного Лазаря. Как мы слышали из Евангелия, люди, зная о чуде воскрешения Лазаря, приходили в Вифанию для того, чтобы увидеть Лазаря и возрадоваться тому, что Господь пришел к ним.
Люди видели, что Христос Спаситель не только воскрешает мертвых, но и благословляет народ. Люди, услышав об этом совершившемся чуде воскрешения Лазаря, приходят на встречу к Христу Господу и воздают Ему должное почитание.
Шествие Христа Спасителя в Иерусалим сопровождалось большим торжеством. Все собравшиеся на это шествие Христово своими сердцами и словами восклицают: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», ликуют, держа в руках знамение победы – ветви пальм, стелют дорогу Спасителю, потому что хотят, чтобы Господь был с ними, чтобы Он царствовал в их жизни.
Также и мы, как мы поем в тропаре сегодняшнего праздника, «Яко отроцы, победы знамения носяще», берем в руки ветви и взываем вместе с народом, сопровождавшим Христа Господа: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Ибо мы так же, как и собравшийся народ, сопровождая Христа Господа, хотим, чтобы Господь царствовал в нашей жизни, чтобы Он даровал нам новую жизнь, жизнь света, истины и любви. И поэтому наши сердца, сопровождающие Господа в Иерусалим, так же, как и сердца ликующего народа, сопровождающего Господа в Иерусалим, радуются, потому что Господь нас не оставил, Он с нами.
В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел филиппийским христианам прямо говорит: «Радуйтесь, и еще раз вам говорю, радуйтесь, ибо Господь близко». И затем он говорит, что близость к Господу можно сохранить, только исправляя себя, исповедуя пред Господом свои слабости, свои грехи, совершая всякую добродетель, все, что чисто, честно, славно. И Господь мира всегда будет с нами, — взывает апостол Павел к нашим сердцам.
Действительно, мы сопровождаем Христа Господа, идущего в Иерусалим, нашими сердцами, радуясь тому, что Он пришел для нашей жизни, для исправления ее, для того, чтобы не печаль, скорбь и отчаяние владели нашим сердцем, а чтобы дать нам радость, утешение, удовлетворение наших сердец.
Царь Вселенной, Христос Господь приходит к нам, и мы Его славим, потому что понимаем, что любовь Его бесконечна, что Он, Царь Вселенной, идет в Иерусалим, чтобы быть распятым, чтобы искупить наш грех на Голгофском Кресте, чтобы быть погребенным, воскреснуть в третий день и даровать нам, нашим сердцам, Пасху победы над грехом, над злом.
И мы сопровождаем Христа Господа, грядущего на страсти в Иерусалим, и славим Его за Его любовь. Поэтому Он нас прощает, нас благословляет, нас ждет, нас подымает, нас держит, нас ведет в нашей жизни. Это действительно так. Как без Христа Господа наша жизнь ничтожна! Но какой она становится славной, приятной и величественной, когда мы возвращаемся к Господу, когда мы с радостью хвалим Его и благодарим Его за то, что Он с нами, что Он идет в Иерусалим, чтобы искупить наши грехи! Славим Его любовь, которая всегда охватывает наши сердца, любовь, которая все дает нам. Ведь Господь так любит своих чад, что никогда не оставляет их. И от нас зависит, приближаемся ли мы к Нему, или стоим далеко от Господа.
Когда мы увидим, что в наших сердцах, — мы сопровождаем Христа в Иерусалим и радуемся всему тому, что Господь нам посылает. И ветки пальм, оливок, вербы, — это знамение обетования Христова, знамение нашей радости о Нем, знамение нашей благодарности, знамение нашего сопровождения Его на вольную страсть, знамение нашего желания быть в Его любви и преодолеть в себе грех, который отделяет Его от нас.
Ведь Господь торжественно входит в Иерусалим для каждого из нас, чтобы помочь каждому из нас приблизиться к Нему и вместе с Ним этим торжественным шествием идти на Голгофу. И только таким образом мы преодолеваем своего старого человека и взращиваем нового, когда мы ликуем с Господом и взываем: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». И пусть эти ветки и это ликование «Осанна в вышних» звучит глубоко в нашем сердце, возрождая его.