Божественная литургия в Великий Четверг

В Великий Четверг 13 апреля на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия свят. Василия Великого, соединенная с вечерней. В евангельском чтении праздника было прочитано зачало о четырех важнейших событиях из жизни Христа Спасителя: Тайной Вечере, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; об омовении ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; о молитве в саду Гефсиманском и о предательстве Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет», — учит апостол Павел коринфских христиан, рассказывая им, как Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере установил таинство Евхаристии, Причастия Тела и Крови Спасителя. В сегодняшнем длинном евангельском чтении вы слышали, как Иисус Христос, идя на крестную смерть, будучи предан Иудой, учеником Своим, устанавливает таинство Тела и Крови Своей на Тайной Вечере, чтобы дать ученикам Своим и всем последователям Его единство с Ним, со Христом Господом.

Мы слышали также в Евангелии, как Иуда привел людей архиереев, книжников и старцев, чтобы они Его пленили и отвели к Каиафе, чтобы Он совершил с Синедрионом суд над Христом Спасителем. Ученики это видели и, как слышали мы в Евангелии, апостол Петр, слыша Христовы слова о том, что они, ученики, разбегутся, когда увидят, что взяли их Учителя на распятие, сначала клялся, что не оставит Христа Господа, а затем трижды отрекся от Него, как ему предсказал Сам Господь.

Это евангельское чтение в праздник установления святой Евхаристии нам открывает, как глубока любовь Божия к человеку грешнику. Господь устанавливает таинство Евхаристии, причащения Его Тела и Крови, для того, чтобы каждый человек мог преодолеть в себе грех и принять это таинство. Поэтому апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, рассказывая о установлении таинства Евхаристии, взывает к каждому, кто приближается к Чаше: да испытывает себя человек, и только тогда пусть принимает Тело и Кровь Христовы.

И мы, дорогие братья и сестры, празднуя праздник установления святой Евхаристии, в Великий Четверг благодарим Господа за Его страсти, страдания, за то, что Он не оставляет нас, а дает нам возможность, соединяясь с Ним самым тесным образом, вкушать Его Тело и пить Его Кровь.

Это неизреченное таинство. Мы даже не можем себе представить, как это велико и как это важно для нашей духовной жизни. С другой стороны, забывая об этом величественном таинстве, мы не всегда достойным образом принимаем Тело и Кровь Христову. Поэтому Господь взывает к каждому из нас: испытай себя, как ты входишь в это таинство, глубоко в своем сердце.

Православная Церковь предлагает сегодняшнее евангельское чтение, которое вы слышали, для того, чтобы мы понимали, что мы, приступая к Чаше, принимая таинство Евхаристии, должны входить в таинство нашего спасения, страданий Христовых. И тогда наше сердце сокрушается, и мы все больше и больше видим свой грех. Об этом нам говорит апостол Павел: испытывайте свое сердце, насколько оно верно Христу Господу, насколько оно может приблизиться к Чаше.

И Господь дарует Себя нам именно для того, чтобы очистить наше сердце. Потому что чистое сердце соединяется со Христом Распятым, а когда сердце нечисто, оно уходит от Него. Как трудно вести духовную жизнь, когда мы не приступаем к Чаше и не испытываем своего сердца! Потому что в сердце вселяется много страстей, гордости нашей, и человек страждет. А когда он испытывает свое сердце, перебарывает свои страсти, приступая к Святой Чаше, его сердце возрождается, причащается радости о Господе и глубоко переживает любовь Христову, которая страждет на Кресте.

К этому нас Господь зовет. Нам Господь дарует ныне таинство Евхаристии, Свою Тело и Кровь, чтобы завтра, в Великую Пятницу, мы стояли с Ним у Креста, с Ним, распявшимся за нас на Голгофе, целовали святую Плащаницу сердцем, которое сокрушается, которое испытывает себя, которое приступает к Чаше, видя свой грех, свое ничтожество, видя, как мы поддаемся искушениям.

Господь нам дал таинство Евхаристии для того, чтобы мы увидели, насколько мы слабы, как мы предаем Его, согрешая всякий раз. Но Господь дает нам Чашу Свою для того, чтобы дать нам силу испытывать свое сердце, чтобы оно было всегда перед Господом, чтобы все слабости наши мы всегда помнили.

И когда мы помним наши слабости, мы более кротко и смиренно ведем себя, и любим ближнего. Для этого Чаша нам дана, чтобы сокрушить свое сердце. А без Чаши Христовой, без Причастия черствеет наше сердце.

И пусть Господь дарует нам эту радость глубокого испытания нашего сердца, чтобы мы пребывали с Ним в этих Его страданиях, крестной смерти и в воскресении. Чаша Господня ведет нас к Воскресению, но через Голгофу, через борьбу с собой, со своими страстями. И мы должны всегда помнить: когда мы боремся со своими грехами, испытываем себя, приходя на Голгофу, мы приходим к Воскресению, принимаем Чашу Тела и Крови Христовых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *