Богослужение в Великую Субботу на Свято-Амвросиевском приходе

15 апреля, в Великую Субботу на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия свят. Василия Великого, предваряемая вечерней, на которой читались паремий — чтения из Ветхого Завета, прообразовательно повествующие о пришествии в мир Спасителя, Его крестной смерти и Воскресении. В апостольском чтении праздника прозвучали следующие слова апостола Павла римским христианам: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 3-11). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем». Эти слова апостола Павла римским христианам напоминают о том, как христианин, ученик Христов, последователь своего Господа, должен относиться к самой смерти Христа Господа и Его Воскресению. В апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел объясняет, что есть Христос Господь, лежащий во Гробе, и Его воскресение для православного верующего христианина. Он прямо говорит: это есть наше крещение. В крещении мы, три раза погружаясь, на три дня полагаемся с Господом во гроб, и затем после крещения человек воскресает для новой жизни. Воскресает, потому что погребает старого человека и восстает с Господом, чтобы жить новой жизнью.

Христос во Гробе для того, чтобы снова нам напомнить, что мы должны погребать себя, своего старого человека, со Христом и воскресать с Ним. Поэтому Он прямо говорит: помышляйте себе мертвыми убо быти греху, живыми же Богови, о Господе нашем Иисусе Христе. Господь во гробе для того, чтобы помочь нам преодолеть нашего старого человека, чтобы помочь старого человека, склонного ко греху, оставить во гробе, похоронить его. «Помышляйте себе мертвых убо быти греху, живыми же Богови».

Гроб Господень нам дан для того, чтобы погребать своего старого человека. «помышляйте себе мертвых убо быти греху». Это действительно сила веры нашей православной, которая помогает христианину быть в борьбе со своим старым человеком и преодолевать его. Именно для этого Господь был положен во Гроб, чтобы нам помогать преодолевать своего старого человека, свои слабости, склонности ко греху, гордость свою, свои сомнения, свое отчаяние.

Господь во Гробе для того, чтобы нам вместе с Ним пребыть у Голгофы. Потому что когда мы боремся с грехом – мы погребаем себя со Христом, тогда Господь пребывает с нами, и мы побеждаем грех, он не владеет нами. Поэтому потом мы с Ним воскресаем, исповедуя свои грехи и прилагая усилия преодолеть их.

Господь во Гробе ждет наших усилий, чтобы воскреснуть с нами. Он нас зовет к Себе, чтобы мы помышляли быть мертвыми греху. А ведь этот призыв апостола Павла – это сила для нашей духовной жизни, для нашей духовной борьбы. Потому что когда нас искушает грех, и мы понимаем, что несет он в нашу жизнь, мы помышляем быть мертвыми греху. Мертвыми греху – значит не принимать искушения, а бороться с ними.

Это выражение апостола Павла – это величайшая помощь нам. Мы должны всегда помнить, что мы должны быть мертвыми для греха. И Господь умер именно для этого, чтобы помочь нам умирать для греха, бороться с ним, не поддаваться ему, не попадать под его владение нами, а помышлять себя живыми для Бога.

Вот здесь — самое важное для верующего во Христа Господа. Кто борется с грехом, тот хочет быть с Господом, то есть, не быть в плену греха. Жить с Господом и воскресать с Ним — это значит, жить другой жизнью, жизнью, в которой грех не имеет силы, жизнью, которая отвергает грех. И тогда верующий человек живет в Господе.

В этом — Воскресение Христово, чтобы мы помышляли себя быть живыми Богу. Евангелие нам сегодня повествовало о том, как жены-мироносицы и стража увидели Ангела, сошедшаго с неба, вид его был как молния, а одежда его была бела как снег, и все они от неожиданности трепетали. Но когда Ангел Господень сказал женам-мироносицам, что Христос, Которого они ищут, воскрес из мертвых, они, с радостью видя Гроб пустым, восхищают свои сердца к этой жизни в Господе. И они бегут к ученикам Христовым возвещать о Воскресении Господнем, как сказал Ангел, полные радости.

Это и есть помышлять себя быть живыми Богу. Это — и наше воскресение. И мы, борясь со грехом, помышляем мертвыми быть греху, не поддаваясь ему, а, с другой стороны, помышлять себя воскресшими со Христом Господом, быть воистину живыми, радующимися, благодарящими Господа и славящими Его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *